Вячеслав Гвоздков: «Мы хотим «заразить» зрителей этой проблемой»
- Подробности
- Создано 26.01.2012 16:09
В преддверии очередной премьеры «Парк Гагарина» посетил самарский Драмтеатр
За три дня до сдачи спектакля в театре аврал. В субботу здесь впервые покажут «Август. Графство Осэйдж». Поэтому с Вячеславом Алексеевичем мы встречаемся прямо в зрительном зале. На сцене полным ходом идет репетиция, Гвоздков командует процессом. Рядом с ним – молодой режиссер Сергей Щипицин, с сентября работавший с актерами над этой пьесой. После репетиции втроем, с Сергеем и Вячеславом Алексеевичем, поднимаемся в столовую. За супом, котлетой и компотом мы и поговорили. Хотя говорил по большей части Гвоздков.
«ПГ»: Так и не поняла, как вы между собой режиссерские функции делили? Кто чьей правой рукой был?
В. Гвоздков: Я имею дело с молодым человеком… Сколько у тебя спектаклей?
С. Щипицин: Семь. Два из них повторяются.
В. Гвоздков: Знаю, что выпускать спектакль тяжело, тем более пьеса такая сложная. А тут еще заминка произошла: в зале кресла меняли, ремонт затянулся, график сдачи сдвинулся. «Дон Жуана» мы только в декабре выпустили… В общем, Сергей свою работу сделал, а я, как у Островского: «На всякого мудреца найдется… » Найдется тот, кто ходит и учит всех жить.
«ПГ»: Шлифуете спектакль?
В. Гвоздков: Я вижу пробелы школы…
«ПГ»: Школы Додина? (Сергей Щипицин – ученик знаменитого петербургского театрального режиссера Льва Додина – прим.авт.)
В. Гвоздков: Лев Абрамович открыто заявлял, что не знает, как учить режиссеров…
С. Щипицин: Нам он такое не раз говорил. Вернее то, что нельзя научить, а можно научиться.
В. Гвоздков: Ну, это все так говорят. А я в Ташкенте четырех режиссеров выпустил. Уверен, что учить их нужно лучше, чем актеров. Они должны больше разбираться в литературе и всяких других вещах, но и излишняя образованность может навредить. А еще воля нужна. Думаю, что педагоги в театральных вузах должны на это обращать внимание при приеме студентов.
У Сергея судьба на мою похожа. Он окончил актерский факультет театрального училища, потом работал артистом в «Красном факеле», кстати, не в самом дерьмовом российском театре. Это новосибирский МХАТ! Но, то ли от излишней интеллигентности, то ли от робости боится артистов.
С. Щипицин: Неправда.
В. Гвоздков: Да ладно тебе, когда Товстоногов приходил на занятие, профессор Кацман замолкал.
«ПГ»: Теперь что касается спектакля. Чем американская семейная драма заинтересует российского зрителя?
В. Гвоздков: Мы и в советские годы ставили американскую драму, но тогда были «их» проблемы. Нас учили, что это «трагедия загнивающего запада». Никаких режиссерских рефлексий по этому поводу не позволялось. А сейчас выясняется, что «их» драматургия стала… про нас. Пьеса «Август. Графство Осэйдж» была написана пять лет назад. Попав на Бродвей, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Трейси Леттс – драматург, киносценарист…
С. Щипицин: … и актер. Он до сих пор играет в чикагском театре.
В. Гвоздков: Так вот, ему удалось написать нечто похожее на фильм Никиты Михалкова «Родня». Они в своем время строили капитализм, мы – социализм. Ничего не получилось. В, казалось бы, благополучной Швеции самое большое число суицидов в мире, а в Норвегии этот идиот Брейвик перестрелял кучу людей. Мечта о свободе и равенстве рухнула и у нас, и у них. Маркс говорил про семью как про ячейку общества и государства. С нее все начинается. Но часто бывает так, что семья есть, но ее как бы и нет… Зрителя можно воспитывать не только нравоучениями, но и отрицанием. Ведь чтобы что-то сильно любить, нужно что-то сильно ненавидеть. Мы хотим, чтобы зритель «заразился» этой проблемой.
«ПГ»: Вячеслав Алексеевич, вы сейчас только над «Августом» работаете?
В. Гвоздков: Пока да. Но уже в марте мы со студентами актерского факультета института Наяновой выпускаем новый спектакль. Он будет называться «Петербургские истории». В первой части – пушкинская «Пиковая дама. Анекдот», во второй – «Беда от нежного сердца», водевиль. Потом приступаем к «Побегу из Шоушенка».
«ПГ»: Не страшно быть первооткрывателями? В России же никто по этой повести Стивена Кинга спектаклей не ставил.
В. Гвоздков: А что тут такого? Пьеса хорошая получилась (инсценировку готовила дочь Гвоздкова – прим. Авт.) Не все же нам за Морфовым гениальные спектакли ставить.
«ПГ»: Не могу не спросить в свете последних событий. Ваши коллеги, как, например, Николай Коляда (режиссер екатеринбургского «Коляда-Театра» - прим.авт.) решительно вступают в различные политические коалиции. Штаб поддержки Путина в том числе. Как вы к таким решения относитесь? Вам вступить не предлагали?
В. Гвоздков: Мне предлагали вступить в «Единую Россию», это было давным-давно. Я отказался. Почему Коляда так решил, это вы у него спросите. Я ни обсуждать, ни осуждать решения коллег не имею права. Конечно, я считаю, что мальчиша-плохиша Владимира Владимировича нужно хорошенько выпороть. И если бы создавался штаб по порке Путина, я бы вступил туда первым. Но за кибальчишей я голосовать не пойду. А за мальчиша после хорошей порки – пойду.
Нина Ванина
фото автора
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664