«Пена» наших дней
- Подробности
- Создано 16.01.2012 16:16
В «Арт-Пропаганде» открылась выставка скульптур Александра Филимонова
В Самаре открылась экспозиция под названием «Пена» художника и архитектора Александра Филимонова. В первый раз ее продемонстрировали на выставке «Самарский десант» в петербургском музее «Эрарта», чуть позже на выставке современного искусства в Тольятти зрители оценили монументальную идею автора, воплощенную в одном из самых простых, легких и дешевых материалов.
Для создания дюжины своих человечков Саша использовал обычный белый пенопласт. Как любая классическая скульптура, эти работы тоже выполнены по определенным канонам. За основу взяты статуи египетских божеств. Так, на высоких черных постаментах люди в пиджаках и галстуках, сидят с прямой спиной, сложив руки на коленях и блаженно закрыв глаза. Выглядят они монументально. Но, подойдя ближе, удается разглядеть, что перед тобой не мрамор, не гипс, и не глина даже. Так, дунешь – и развалится. Иллюзорно, нестабильно, непрочно. Как многие офисные работники, привыкшие к теплому месту и щедрому вознаграждению за свой каждодневный труд, не предполагают, что это только видимость постоянства и безмятежности существования. В центре экспозиции – фигура, перевернутая с ног на голову. Воткнутый головой в постамент, офисный «божок» остался непоколебим и уверен в себе. Хоть художник и говорит, что никакой адресной пародии и сарказма не задумывал, и все его образы – это какие-то вымышленные «они», но в этом перевернутом герое он явно изобразил себя. В свое время Александр сам прошел через подобный кризис – увольнение из офиса. «Эта фигура ключевая, она родилась первой. Я назвал ее «Выброшенный из офиса». Остальные появились следом за ним. Мне хотелось сделать инсталляцию вне времени и вне пространства, наполненную смыслом и настроением», - говорит художник.
Название выставки у кого-то ассоциируется с виановской «Пеной дней», кто-то начинает подбирать синонимы – «наносное», «бытовое»… Сам же Александр Филимонов утверждает, что название адекватно материалу, из которого сделаны скульптуры. Кстати, кроме пенопласта и канцелярского ножа, художник не использовал даже шкурку. Так, отсекая все лишнее и перебарывая открывшуюся аллергию на химсодержимое в пенопласте, несколько месяцев он работал над своими человечками.
Кроме самих невесомых скульптур на выставке есть еще и их сканы. Смазанные, нечеткие картинки, в которых едва-едва прорисовываются уже ставшие знакомыми очертания. «Я так вижу то, как люди появляются друг для друга и исчезают. Мимолетно. Вот мы с вами можем друг друга больше никогда не увидеть, например», - поясняет Саша Филимонов. Своеобразный итог – триптих все с теми же человечками. «Вы – не центр мира», «Ваша жизнь уже началась», «Вот этот момент» - пытается надписями на картинах разбудить автор ненароком «заснувших» или дожидающихся, когда «начнется жизнь», современников. Получить свою порцию воспитательной, «пробуждающей терапии» можно до 27 января в «Арт-Пропаганде». Выставка проходит в рамках проекта «Культурный альянс».
Нина Ванина
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664