На простака не нужен нож
- Подробности
- Создано 17.04.2013 14:41
1732 преступления с использованием сотового телефона было зарегистрировано на территории области в 2011 году. В 2012-м — уже 3740
Был со мной, граждане, случай. Сижу как-то дома — приходит СМСка: «Мама, положи 1000 рублей на этот номер, потом все объясню». Сын у меня. И живет сам по себе. Отдельно. В Самаре, но в десяти километрах. И вообще вполне себе взрослый мужчина. Но я человек родительством травмированный, и для меня вот этот вот зов - «мама» - не что иное как руководство к действию, а действую я в этом случае на автомате. То есть вскакиваю и, не размышляя, бегу. И тут побежала. К ближайшему терминалу. На полпути вспомнила про заметку, которую намедни читала. Там как раз про такого рода разводы. И пришла тривиальная в общем-то мысль - сыну своему позвонить. И именно что на его номер. А он говорит: «Так тебе, мать, и надо». И вот я теперь все недоумеваю: как могла повестись? Утешает лишь то, что не одна я такая. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы. Тех, кого развели, ну или почти развели на деньги телефонные мошенники. И год от года нас, как показывает полицейская статистика, все больше.
Кто виноват и что делать? На неистребимые эти вопросы отвечает заместитель начальника отдела по раскрытию имущественных преступлений УГРО Павел Жилюнов.
- Для начала расскажите, будьте добры, про схемы, которые используют мошенники.
СМСка от «сына» с предложением положить деньги на телефон ведь, насколько знаю, не единственный способ отъема денег у населения.
- Схем множество. Одна из самых популярных «Розыгрыш приза». Той же СМСкой вам сообщают, что вы стали счастливым обладателем, скажем, автомобиля. Но без уплаты налога вы его, дескать, не получите. Или схема, которую можно описать фразой «родственник совершил правонарушение». Осуществляется путем последовательного набора номеров одной серии, и в этом случае преступник обычно на городские номера звонит. Звонит, представляется тем же сыном или зятем и говорит, что совершил ДТП. Или покалечил человека в драке. И сейчас передаст трубку следователю.
- И передает подельнику.
- Иногда сам продолжает разговор. Голос изменит и предлагает за определенную сумму освободить «родственника» оппонента от уголовной ответственности.
- А что же оппонент не слышит, что с ним не сын и не зять разговаривают?
- Звонят, как правило, ночью — человек со сна, плохо соображает. Ну, а если голос «сына» смутит, то говорят, что выбиты в драке зубы, или еще что-то в этом роде.
- Деньги зачисляются на абонентские номера?
- Либо их забирают подельники из освободившихся. Были случаи, таксист приезжал за деньгами и при этом не знал, что участвует в криминальной схеме.
- Это как?
- Преступник звонит операторам и просит номер водителя. Говорит, маме машину заказал, мама дома одна, старенькая, надо помочь спуститься. Телефон дают. Звонит таксисту: «Слушай, брат, на 4 этаж поднимись, деньги возьми для меня. Я тебе заплачу на полтинник больше».
- Да тоже подельник, поди! А разговор для прикрытия.
- Если таксисту неоднократно по такому поводу звонят и всякий раз мамы-бабушки разные, то тут и ежу понятно, что человек блефует. И есть уголовные дела, в которых таксисты проходят как соучастники преступления. Но были случаи, когда таксист действительно находился в неведении. И было, когда, поразмыслив, посылал такого клиента куда подальше.
«Блокировка банковской карты». Тоже весьма популярная схема. Приходит СМСка: «Ваша банковская карта заблокирована» и далее - номера связи. И если человек вместо того, чтобы звонить в реальный банк, звонит по указанному в СМС номеру, начинается развод. Представившись сотрудником банка, преступник предлагает для «разблокировки» вставить карту в банкомат, ввести пин-код и зайти на страницу «оплата мобильной связи».
- А если я спрошу: зачем мне туда заходить?
- Вы говорите: «А зачем?». Преступник в ответ: «А за тем, что сбой произошел по линии «оплата мобильной связи». Вот вы сейчас введете код двенадцатизначный, и у вас все разблокируется. Вводите...».
- … и диктует номер мобильника.
- Вы говорите: «Ой, это же номер сотового телефона!» Преступник: «Женщина! У нас все под контролем. Все деньги, которые вы сейчас снимете, мы обратно вам на счет положим».
- А как насчет суммы?
- А он спросит. Пока идете к банкомату, он непрерывно с вами общается. И прежде чем введете пин-код, обязательно поинтересуется, какая сумма у вас на счету «заблокирована».
- Ну предположим 10 тысяч.
- Вы говорите: «10 тысяч». Он говорит: «Вводите — 9999 рублей. Нажимайте: «Оплатить».
- И оплачивают!
- Постоянно профилактикой занимаемся. Объясняем гражданам. Через газеты, интернет-издания. В прошлом году рассылки делали. Выходили на операторов сотовой связи и отправляли СМСки с предупреждением. И тем не менее...
- ...гора заявлений.
- И это при том, что много латентных преступлений. Заявляют же далеко не все.
- Какого возраста заявители?
- Разного. Хотя в основном люди 45-50 лет. И это не только жители области. Но и других регионов.
- Но расследуете преступление вы.
- Да, поскольку мошеннический звонок был сделан в области. Авторы 95 процентов зарегистрированных нами телефонных мошенничеств находятся на территории наших колоний.
- А что ж им разрешают телефоны-то держать?
- Вот это основное зло - нарушение режима содержания осужденных. Всеми нормативными актами запрещено осужденному иметь в личном пользовании телефон. Имеют.
- И как они к ним попадают? Известны пути?
- Конечно, известны. И нам, и сотрудникам ГУФСИН. Основной путь - переброс через забор. В наибольшей степени заражена этим видом преступной деятельности 6-я колония, а территориально — это Красная Глинка. Должна быть, как говорят сотрудники ГУФСИН, запретная зона. Ближе, чем на 50 метров к колонии подходить нельзя. Но в районе 6-й такой зоны нет. Колония в жилом секторе. А перебросить что-то через забор, если находишься в непосредственной к нему близости, раз плюнуть. Даже если забор 4 метра.
- Нет, ну надо же еще определить где будет бросок. Там же до фигищи народу сидит. И территория, сами говорите - гектары. Что если телефон другой какой зэк подберет. Не тот, которому посылка предназначалась. Или вовсе охранник.
- Так, если и у мошенника телефон, и у пособника, созвонятся, договорятся, для проверки камень бросят.
- А телефон, по которому переговоры идут, он как на зону попал? Вот самый первый? Оборотень в погонах пронес за денежку?
- Второй путь — это, действительно, пронос телефона. В ГУФСИН с этим борются. Выявляют. Есть соответствующая статистика.
- Телефонное мошенничество на зоне - это, как я из вашего рассказа поняла, далеко не «индивидуальная трудовая деятельность».
- В одиночку такое преступление не совершишь. Кто-то должен телефон передать в колонию, взять на себя обналичку. Перевести деньги с телефона на телефон можно СМСкой. Можно использовать Яндекс-деньги. Но в конечном результате все равно — банк, паспорт, получатель. Хотя они и тут замысловатые схемы придумывают. Приходят деньги, скажем, на один телефон, а они их рассылают на пять.
- Отмывают.
- Поэтому — группы. Организованные группы.
- Какие деньги в этом «бизнесе» крутятся?
- Полной картины нет. Как я уже говорил, много латентных преступлений. Но если судить по поступившим к нам заявлениям, то посчитать можно. И мы посчитали. И получилось, что за 2012 год по 3740 уголовным делам прошло 110 млн 540 рублей. Это, повторюсь, уголовные дела, возбужденные на территории области.
- А пострадавшие, значит, по всей стране.
- Вообще по законодательству мошенничество расследуется на той территории, где преступник имеет реальную возможность распоряжаться добытыми незаконным путем деньгами. Преступление считается законченным там, где есть возможность обналичить деньги. И в данном случае это часто не та территория, где расположен терминал, которым воспользовалась жертва. А та, где находится телефонная трубка.
- А если преступник в Москву денежки переведет? И там их обналичат.
- Ну, значит, преступление будут расследовать в Москве.
- Схватив того, кто обналичил?
- По поводу «схватив». Мошенник добыл деньги преступным путем и отправил их маме. Мама сняла. Ну, сынок заработал. Может, мебель в колонии делал. Может, коробки клеил. Пошла, деньги получила, приезжают полицейские, начинают маму привлекать к уголовной ответственности.
- А были и такие случаи?
- В моей практике не было. Да и не думаю, что были вообще. Это я к тому говорю, что нельзя относиться к расследованию такого рода дел формально. Люди, которые этим промышляют, настолько опытны, что не станут включать в преступную схему близких - через родственников очень легко выйти на них самих. Они вообще всячески шифруются. Голос меняют. Знают, что мы можем провести фонетическую экспертизу. Ну и стараются звонить в отдаленные регионы. Вот у меня заявление от женщины 1974 года рождения. Перечислила мошенникам 3 тысячи рублей, поверив, что ее банковская карта заблокирована. Она из Алтайского края. Заявление написала в тот же день, 21 января. У нас оно только что появилось. Пока в алтайской полиции определяли, где находится телефон, пока делали выемку движения денежных средств, пока материалы к нам шли, а идут они почтой...
- ... преступник давно уже засвеченный сотик в сортир выкинул.
- Да просто симку сменил. Как показывает опыт, одной сим-картой мошенник пользуется 2-3 дня. И меняет. И делает это без проблем, потому что операторы сейчас предоставляют такую услугу, как мгновенная смена симки. Соответствующий код набираешь, отправляешь СМС - тебе приходит новый номер. И стоит такая услуга сущие пустяки. Но даже если мы мгновенно отреагируем и отправимся в колонию с обыском, не факт, что возьмем с поличным. В ночное время (а преступники чаще всего ночами СМС отправляют) осужденных тревожить нельзя. Нарушение прав человека.
- А по предписанию прокурора?
- Ну вот только по предписанию. Но мы же говорим о внезапности.
- Сотовые мошенники — это люди молодые?
- 25-30 лет. И в основном сидят за наркотики. В 6-й колонии таких 97-98 процентов.
- Распространение?
- Ну, они и употребляют, как правило. И не секрет, что сотовое мошенничество — это один из главных способов добычи денег для приобретения осужденным наркотиков.
- Но накрывать их вам все-таки удается.
- Два основных направления. Первое - выявление телефонов, с которых шлют характерные СМС-рассылки. Тут нам сотовые операторы помогают. Они же видят: каждый день на тысячи номеров подряд уходят СМС, и это отнюдь не поздравления с праздником. Мы эти телефоны берем в разработку, записываем переговоры, записываем голос подозреваемых, проводим фонетическую экспертизу - есть у нас специалисты и в СГАУ, и в госуниверситете.
- И каковы успехи?
- В 2011-м были осуждены 29 лиц. В 2012-м — 47. И практически все эти лица уже привлекались за данный вид преступления. Или проходили по делу как подозреваемые.
- Еще один срок не пугает?
- А дело в том, что наказание за данное преступление незначительное. 2 -3 месяца. Ну что такое 2 месяца, если человек сидит за грабеж и сидеть ему лет 15. Вот если два года к сроку добавить. Или три...
- Куда ГУФСИН глядит?
- ГУФСИН тоже работает. Проводится чистка кадров, досмотры осужденных осуществляются. Сетки устанавливают в местах вероятных перебросов. Мы, кстати, тоже этой темой занимаемся. Круглосуточные патрули выставили по наружному периметру наиболее криминогенных колоний. На областные власти вышли с предложением глушилки установить. Есть у нас тут завод электромеханический. Мы туда обратились, и нам сказали, что могут изготовить и что самарские глушилки будут дешевле китайских. Таким образом, к слову, и количество рабочих мест могло бы увеличиться -телефонные мошенники они ведь не только в самарских колониях.
- Цена вопроса?
- Чтобы заглушить несанкционированный сигнал с такой колонии, как 10-я, а это одна из наиболее крупных в России, нужно около 4 млн рублей. Проблемных колоний у нас в области пять. Значит около 20 миллионов.
- И каков результат этих ваших обращений?
- Из губернской думы пришел ответ: предложения внесены в проект бюджета.
- ГУФСИН будет деньгами в этом участвовать? Это же его косяки, по большому счету.
- В ГУФСИНе говорят, что есть колонии в РФ, где такой проблемы нет, хотя нет и глушилок. Нет, конечно, глушилки не панацея. Нужны комплексные меры. И чистки состава, и работа с осужденными. Есть же оперативные подразделения в ГУФСИНе, которые должны проводить обыски с использованием локаторов, фиксирующих радиосигналы. И хорошо бы, чтоб сотовые компании взяли на себя ограничение подозрительных смс-рассылок.
- Не берут?
- Вообще идут навстречу. Мы, я вам рассказывал, сотрудничаем. Но не так активно, как бы нам хотелось. Мы приглашали их не раз и не два. На уровне руководителей как УВД, так и ГУФСИНа, собирали представителей сотовых компаний. Службы безопасности там в основном из бывших силовиков состоят. И, конечно, они все понимают. Но говорят: у нас коммерческая организация, а у вас - нарушение режима федерального учреждения, так что сами выпутывайтесь.
- Что посоветуете гражданам?
- Быть более внимательными и по возможности проверять информацию, поступающую от абонента. Тем более, если он просит произвести какие-либо действия, связанные с передачей денежных средств.
Светлана Внукова
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664