Материалы

ПриГРОЗили стереотипам

Создано 28.11.2011 16:27

Показы лучших спектаклей премии «Золотая Маска» разных лет завершились.

В конце прошлой недели самарские зрители увидели два спектакля Драматического театра имени Пушкина (Магнитогорск), а «СамАрт» показал «Мамашу Кураж». Больше других ждали магнитогорскую «Грозу», в которой, поговаривали, не осталось Островского. «Гвоздь» программы и откровения режиссера некоторые самарцы не восприняли совсем.

«Меня забыли предупредить, что это будет не Островский!», - возмущается мужчина преклонных лет, пробираясь к гардеробу после первого действия. Второе он досматривать не стал. А надо было все же и досмотреть. Потому как если в первой части режиссер зрителю вопросы задает, то во второй сам на них и отвечает.

Петербургский режиссер Лев Эренбург действительно замахнулся на Островского. Проще говоря, его переписал. Некоторые куски вообще «поменялись» местами. И Кулигин (Юрий Дуванов) мечтает о вечном двигателе на берегу Волги ближе к середине спектакля, а не в самом начале, как в оригинале пьесы. Первое действие начинается в дом Кабанихи (Надежда Лаврова). Женские посиделки во главе с хозяйкой дома разбавляет ее сын Тихон (Владимир Богданов). Служанки Глаша (Лира Лямкина), Матрена (Марина Крюкова) и Феклуша (Елена Савельева) читают какой-то приворотный текст, Островскому который явно не принадлежит. Быть может, Эренбург его сам сочинил…

Ощущение натуральности, телесности даже, не исчезает на протяжении всего спектакля. Эренбург со зрителем не заигрывает, но откровенничает. Посредством не столько слова, сколько жеста. Герои начинают говорить языком плоти в банной сцене, где моются Тихон и Катерина (Марина Маврина). Деревянные полки и шайки, березовый веник, плещется и растекается по сцене вода. Катерина в полупрозрачной рубашке, Тихон – в простыне, которая как бы невзначай упадет, а Тихон смутится, как и положено маменькиному сынку. Сцена (да как и весь спектакль) на грани между откровенностью и пошлостью. Но профессионализм актеров не дает им перегнуть палку. Мизансцены заканчиваются тогда, когда вот-вот станет слишком очевидно или противно.


Подвижные декорации из массивных деревянных досок – дело рук художника Алексея Вотякова. В одном положении они служат то потолком избы Кабанихи, в другом – пологим спуском к Волге. За деревянным забором – водная гладь, ее отражает кривое зеркало, подвешенное к потолку. В воду еще не раз, чтобы как бы очиститься упадут и Тихон, и Кулигин, и Борис (Игорь Панов), сорвется с обрыва Катерина... Кстати, в 2008 году Алексей Вотяков оформлял пространство в «Отцах и детях» в «СамАрте». И там и тут он использовал массивы дерева. И там и тут актерам приходится попотеть, перетаскивая реквизит и самостоятельно меняя положение декораций, которые производят «натуральное» впечатление.


Точек «кипения» в спектакле Эренбурга несколько. И все они приходятся на второе действие. Это и возвращение Тихона из Москвы, когда тот раздает подарки, забыв про жену. И вышеупомянутый пьяный разговор Кабанихи с Господом – «а может, тебя и нет?» И тихая смерть наивной Катерины – камушком упала, никто не видел.
Если говорить об отдельных актерских работах, то одинаково хороши были и Владимир Богданов и Игорь Панов. Хотя характер Тихона раскрывался едва ли не в каждой сцене, а Бориса мы видим всего раза три-четыре. Но и этого достаточно. В сцене у воды, когда на его руках засыпает Катерина, Панову хватает пары жестов (натягивает на Катерину плащ до самых пяток, отгоняет комаров), чтобы сложился образ заботливого ловеласа. А Надежде Лавровой в последней сцене, где та стоит на столе и обращается к богу, пытаясь залить свое горе из чекушки, удается превратить Кабаниху из злобной властелинши в обиженную, нелюбимую, глубоко несчастную женщину.

«Гроза» магнитогорского театра – это про «сейчас». Про все грехи сразу: молиться и не верить в бога, блудить, сквернословить, беспробудно пить, распускать руки. «Горим!» - с надрывом произносит последнюю фразу спектакля слепая Матрена, единственный человек, не сделавший здесь никому зла. А мы ведь, действительно, сгорим дотла, если не поймем, зачем и для чего живем.

Комментарии:

Вячеслав Гвоздков, художественный руководитель Самарского драматического театра имени Максим Горького:

- Сожалею, что «Грозу» Самара не увидела еще три года назад. Очень люблю и этот спектакль, и их (магнитогорский – Авт.) театр. Была возможность пригласить магнитогорцев на фестиваль, через пару месяцев после которого они получили «Золотую маску». А ведь мы могли стать свидетелями «домасочной» истории этого спектакля…

Я на юбилее нашего театра вспомнил фразу Черчилля, произнесенную во время бомбежки Лондона после предложения сократить расходы на культуру: «А что мы будем защищать?» Мы понимаем, зачем нам нужен театр, зритель понимает. «Золотая маска» - возможность для провинциальных (хотя нехорошо их так называть) театров раскрыть свой потенциал.

Сергей Соколов, директор театра «СамАрт»:

- Фестиваль лучших спектаклей «Золотой маски» даст возможность зрителям посмотреть те спектакли, увидеть которые далеко не всегда есть возможность. Нашумевшая «Гроза» - одна из таких. В афишу «Золотой маски» часто не попадают однозначно крепкие, хорошие спектакли, их место занимают неоднозначные работы. Да, у зрителей могут возникнуть много вопросов. Почему, например, в текст Островского внесен текст из других его произведений. Драматургия и молодая режиссура развиваются. Это взгляд сегодняшнего дня на классику.

Нина Ванина

фото goldenmask.ru

Social Like
АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42