7 ноября на площади Куйбышева прошел парад памяти «Запасная столица»
Сегодняшнее торжественное мероприятие было посвящено 71-й годовщине парада 1941 года в Куйбышеве и вызвало ностальгические воспоминания.
Такого парада послевоенная история города, похоже, еще не знала. Погода выдалась на удивление мерзкой: промозглый ветер и непрерывно моросящий дождь вместе с невысокой температурой воздуха начисто выхолащивали все воодушевление! Журналисты, поеживаясь, горестно шутили: «Даже плохой хозяин в такую погоду собаку не выпустит». Я, если честно, думал, что мероприятие отменят или проведут по сокращенному сценарию, однако, как выяснилось, ветераны на дождь просто не обратили внимания.
К 11:30 колонны из представителей вузов и колледжей, предприятий города и районов Самары, общественных организаций и клубов со всей области выстроились и приготовились к маршу. Возглавляли шествие, конечно же, ветераны - с зонтами и в выданных каждому целлофановых плащах, они были полностью защищены от стихии.
- Александр Борисович отдал распоряжение всех плащами обеспечить, - призналась Виктория Глумова, пресс-секретарь председателя городской думы Александра Фетисова. Кроме защиты от дождя ветеранов после торжественного прохода по площади ждали места на трибунах и пакеты с подарками. В спецпаек входили бутылка водки, конфеты и колбаса. Чтобы почетные места никто не занял, а подарки остались в целости, их охраняли две девочки из общественной организации «Молодая гвардия». Они обе замерзли, кутались в легкие курточки, пытаясь согреться и спрятаться от ветра, но с боевого поста не уходили. Ветераны поднялись на трибуны, однако садиться не стали - пластмассовые сиденья были холодными и мокрыми. Разобрав подарки, они, стоя, наблюдали за парадом. Увы, после ветеранов никто больше не маршировал, стихла и музыка. Над площадью повисла непонятная пауза. Журналисты шептались: «Ждут губернатора». Несколько минут небо с показательным полетом рассекал По-2. Потом и он исчез.
Пять минут, десять ничего не происходило, а дождь между тем не прекращался. Мне стало жалко студентов, среди которых было полно девушек. Многие из них, как, например, колонна речного техникума, стояли без зонтов, лишь в шапочках и куртках. Майор полиции в ушанке, призванный следить за порядком, натянул бушлат по самые уши, чтобы вода не попадала за воротник. Он беседовал с таким же майором, который выглядел менее несчастным, наверное, потому, что у него над головой был зонтик.
Казалось, все только и ждали конца практически не начавшегося парада.
- Вы не замерзли, может, стоило отменить парад? - спросил я ветерана труда Анну Ивановну Воронеж.
- Не стоило! Мы все закаленные войной: и голод, и холод пережили, а сейчас живем и радуемся. Мы к этому параду долго готовились, я эту ночь вообще не спала, боялась, что просплю, — с улыбкой ответила Анна Ивановна.
- А студентов не жалко?
- Детишки пусть стоят и привыкают, пусть знают, что такое трудности, - задорно рубанула старушка.
Того же мнения придерживался и депутат Государственной думы, бывший глава региональных коммунистов Валентин Романов:
- Не надо ничего отменять, надо просто сейчас немедленно начать движение.
А потом посетовал, что войну-то Великую Отечественную выиграли коммунисты под красными флагами, поэтому, по мнению Валентина Степановича, в этот день стягов других цветов здесь быть не должно.
- Флаги «Единой России» ветеранам ни в каком черном сне не могли бы присниться, не надо ей приписывать то, что она не делала, - заключил товарищ Романов.
В общем, студентов на параде никто не жалел.
- Мы такими же пацанами были, когда уходили на войну. На нашу долю еще страшнее выпали трудности, но мы не думали об этом! - громко заявил подполковник запаса Анатолий Брехов. И все вокруг согласно закивали.
И тут грянул торжественный марш, все подтянулись, я увидел председателя городской думы, главу областных единоросов Александра Фетисова. Он только что возложил цветы к Памятному знаку «Памяти парада 7 ноября 1941 года в Куйбышеве» и устремился к колоннам солдат. Без зонта, весь мокрый, Фетисов будто и не замечал струй дождя. Главный единорос региона здоровался с командирами колонн, перекидывался с каждым парой слов и уверенно шагал дальше, прямо как главнокомандующий. Оказывается, он почти всех командиров знал лично.
- Александр Борисович, не мерзнут марширующие? - окликнул я пробегавшего мимо господина Фетисова.
- Когда я сюда приехал в 8 утра, у меня настроение было не лучшим, но когда стали приходить люди, настроение стало подниматься, а когда посмотрел на радостных морских пехотинцев и на десантников, совсем хорошо стало. Что касается парней молодых, то жалко их, конечно, но они пришли сюда показать свою выучку и стойкость! И как показывает мой опыт, когда такие экстремальные вещи случаются, мужской организм мобилизуется, так что все будет нормально.
- А почему так много синих флагов, ведь войну выиграли под красными? - переадресовал я спикеру недовольство Валентина Романова.
- Мы великую страну в 1991 году проиграли под красными флагами, когда ее возглавляли люди поколения Романова. Это с одной стороны, а с другой, здесь вы можете видеть и красные флаги. Мы к нашей истории относимся с большим уважением. Здесь также есть флаги боевого братства, флаг военно-воздушных сил, надо содержание видеть, а не мишуру, - не ушел от ответа и не отделался общими словами спикер.
Тем временем парад пришел в движение! Шум дождя заглушили чеканные шаги по асфальту самой большой площади Европы. Музыка и всеобщее внимание сделали свое дело: лица всех проходивших светились воодушевлением.
Я сразу вспомнил, как мы лет пять назад снимали учения десантников под Тулой. Погода в тот день была один в один как на самарском параде, вот только под ногами был не твердый асфальт, а хлюпала полигонная жижа. Сонные, мы вместе с оператором и ассистентом хотели быстрее уехать оттуда, забраться в теплый салон автомобиля и забыться на мягких сиденьях, пока водитель везет в первопрестольную. Однако как только полковник пообещал после съемок дать пострелять из автомата, пулемета и снайперской винтовки, мы мигом забыли обо всем. Желание взять в руки оружие и пальнуть боевыми стало настолько сильным мотивом, что мы не замечали ни дождя, ни ветра, ни холода, ни грязи. Правильно говорят психологи, главное - мотивация!
Солдат на площади вскоре сменили колонны, представляющие районы Самары. Самым экипированным оказался Железнодорожный — господин Фетисов и здесь позаботился о своих людях. Потом прошли общественные организации, марширующие рабочие самарских предприятий кричали «Ура!» и махали руками руководителям области, стоявшим у памятника Куйбышеву. Чем-то это напоминало демонстрации времен СССР. А когда я взглянул на губернатора области Николая Меркушкина в черном пальто и фетровой шляпе - картина получила завершение. Николай Иванович улыбался, кивал в такт музыке и приветствовал колонны. На параде было много символов и напоминаний о Советском Союзе, но шляпа главы региона стала венцом, тем волшебным ключиком, который открыл дверцу в подсознание и вызвал огромный поток воспоминаний и ассоциаций из детского советского прошлого. По правую руку от губернатора стоял Александр Фетисов, а совсем с краю властной шеренги за парадом наблюдал мэр Самары Дмитрий Азаров. Чуть больше обычного вскинутый подбородок и грустный взгляд говорили о том, что мыслями он далеко. И даже шутки главного федерального инспектора по области Алексея Бендусова, улыбавшегося по-голливудски, не веселили Дмитрия Игоревича.
Внезапно колонна молодых людей без опознавательных флагов, но с гвоздиками в руках резко остановилась и двинулась к губернскому руководству. Я подумал было, что картина советских демонстраций обрастает все большими деталями, но ошибся — цветы предназначались ветеранам.
Завершали торжественное шествие комсомольцы, молодогвардейцы и оркестр. Под занавес торжественного мероприятия губернатор пообщался с ветеранами, долго о чем-то беседовал с депутатом Государственной думы, бывшим вице-губернатором области Виктором Казаковым, а по дороге к машине перемолвился с Александром Фетисовым. Уехал Николай Иванович все-таки не на ЗИЛе, а на немецком автомобиле. Все-таки картину под названием СССР никогда уже полностью не воспроизвести...
Руслан Шарипов
Фото — сайт правительства области