Сегодня, 5 декабря, на заседании рабочей группы комитета по законодательству губернской думы вновь обсуждали поправки к законам, касающимся проведения публичных мероприятий
Вновь, потому что законопроект о поправках уже рассматривался 8 ноября, и тогда члены комитета не согласились с рядом его положений. К примеру, некоторых членов рабочей группы не устроило, что в документе, подготовленном в облправительстве, предлагается запретить проведение шествий, митингов и пикетов в местах ближе 100 метров от объектов жизнеобеспечения и в радиусе 500 метров от зданий дошкольного, общего, среднего профессионального образования, а также детских игровых площадок. Кроме того, по мысли чиновников, проводить публичные мероприятия нельзя ближе 100 метров от строений, используемых для проведения богослужений и религиозных обрядов, и 500 метров от зданий, занимаемых лечебными учреждениями.
Не особо продвинулись в обсуждении законопроекта и на сегодняшнем заседании рабочей группы. Первый заместитель руководителя департамента общественной безопасности облправительства Михаил Жестков попытался было с ходу убедить собравшихся, что разработчики законопроекта руководствовались при написании его положений федеральным законодательством и заботой о том, чтобы не было ущемлено конституционное право граждан на участие в митингах и демонстрациях. Однако успехом его усилия не увенчались. Впрочем, и доводы противников законопроекта безусловного одобрения у членов рабочей группы не нашли. В частности, депутат Юрий Еременко предложил исключить из числа объектов, ограничивающих проведение публичных мероприятий, учреждения образования, больницы и прочие лечебные заведения, детские площадки и объекты жизнеобеспечения. Его поддержал депутат Сергей Ракитин. По мнению последнего, если прописанные в законопроекте ограничения будут введены, то, например, не найдется ни одного места, где бы было можно проводить публичные мероприятия, поскольку вблизи подходящих для массового сбора людей площадок обязательно окажутся либо образовательные и лечебные учреждения, либо детские площадки, либо храмы. А объекты жизнеобеспечения, подхватил логику коллеги Юрий Еременко, в городе вообще на каждом шагу, поскольку к ним можно отнести, к примеру, инженерные сети, которыми город нашпигован, как рождественский гусь яблоками. Аналогичные возражения высказал и представитель профсоюзов, заметивший, что из-за вводимых ограничений публичный протест возможен лишь на какой-нибудь окраине города, где на него никто не обратит внимания.
Сергей Ракитин, а также начальник отдела по работе с обращениями граждан аппарата Уполномоченного по правам человека Людмила Темнова попытались выяснить, изучали ли разработчики закона возможность проведения массовых мероприятий на традиционных местах, к примеру, на пл. Куйбышева или пл. Славы с учетом предлагаемых ограничений. Ответ от господина Жесткова им удалось получить лишь с четвертого раза. И оказался он весьма неубедительным. По словам Жесткова, вопрос еще только изучается совместно с мэрией Самары, и «это будет определено дополнительно». На что Людмила Темнова заметила, что если закон примут в предлагаемом виде, смысла в дополнительном изучении не будет никакого.
На ее реплику отреагировал Юрий Шевцов, который заметил, что федеральный закон не обязывает законодателя указывать возможные места проведения публичных мероприятий, о которых организаторы митингов и демонстраций обязаны уведомлять власть. Такая практика, по мнению председателя комитета по законодательству, привела бы к ограничению прав граждан. На взгляд Шевцова, для корректировки законопроекта основания есть, но речь надо вести не об исключении из его текста объектов, ограничивающих места проведения митингов и демонстраций, а о сокращении расстояний.
Руководитель главного правового управления администрации губернатора Владимир Моргунов такое предложение поддержал: «Мы готовы это обсуждать". Тем не менее Юрий Еременко настоял, чтобы на голосование было поставлено его предложение, но большинства не набрал.
В итоге к содержательному решению рабочая группа так и не пришла. Юрий Шевцов предложил коллегам к следующему заседанию комитета разработать конкретные предложения по сокращению расстояния от места проведения митинга до включенных в законопроект объектов. "Я считаю, - заявил он, - можно и нужно сокращать эти расстояния для того, чтобы дать возможность желающим провести митинги и демонстрации, так как 500 метров — это слишком".
Наталья Ульянова