Подробности задержания и преследования Людмилы Кузьминой
30 сентября руководителя ассоциации «Голос-Поволжье» Людмилу Кузьмину задержали в самолёте сразу после его посадки в аэропорту Курумоч. Столь «радушный» приём – следствие доноса, который написал неизвестный «патриот», обвинив самарскую правозащитницу в расшатывании государственных устоев, критике президента и невыплате долгов налоговой.
Откуда ноги растут?
Людмила Гавриловна покинула Самару в конце марта этого года. Она уезжала в отчаянии от вердикта областного суда, который приговорил её к выплате налога на прибыль в размере 2 миллионов 222 тысяч 521 рубля плюс пени и штрафы.
Напомним, якобы, неуплату налогов в мае 2014 года обнаружила межрайонная инспекция ФНС № 18 и вынесла соответствующее решение. Дело в том, что федеральный «Голос» получал пожертвования от Агентства США по международному развитию (USAID). После уплаты налога деньги перестали быть пожертвованием. «Голосу-Поволжье» была перечислена часть сумы на ведение уставной деятельности. Налоговики посчитали, что это все равно деньги от американцев, и потребовали заплатить налоги еще раз.
К иску приложили письма МИД РФ. Там чиновники писали, что отношения России с Америкой испортились. А раз федеральный «Голос» получает деньги от американцев, значит, и программа «Прозрачные выборы», якобы, выполнена в интересах Америки. И коли «Голос-Поволжье» получал деньги от федерального фонда, значит, он тоже, якобы, действовал в интересах Соединённых Штатов. То есть, из-за письма МИД пожертвования, перечисленные в «Голос Поволжье», стали доходом.
Следственный комитет завёл уголовное дело по заявлению налоговой полиции. Он считал, что Кузьмина внесла заведомо недостоверные данные о налогах в отчётные формы общественного фонда «Голос-Поволжье». Тем самым, совершила преступление. И потребовал от Людмилы Гавриловны налоги, которые, якобы, не уплачены, в размере 2 млн. 222 тыс. рублей. Правда, следственному комитету так и не удалось доказать, что деньги, полученные от федерального «Голоса», являются доходом, а не пожертвованием. В конце концов, уголовное дело закрыли.
Однако налоговая служба не успокоилась – в сентябре прошлого года подала иск в федеральный суд Самарского района о возмещении вреда, причинённого преступлением.Налоговый орган требовал с Людмилы Гавриловны как руководителя уплатить налоги «Голоса-Поволжье». В октябре состоялось судебное заседание по этому поводу, где победу одержала правозащитница.
В ноябре 2015 года налоговики ещё раз обратились в суд, но судья оставила их требование без удовлетворения. Отыграться налоговая служба сумела в середине марта уже нынешнего года – в областном суде ей удалось добиться решения о взыскании с Людмилы Гавриловны 2 млн.225 тыс. руб. и всех расходов за нанесенный вред государству, связанный с неуплатой налогов на прибыль регионального «Голоса-Поволжье». Это при условии того, что основной доход Кузьминой — пенсия в 11 тысяч рублей.
Московский «сюрприз»
Вспоминая о решении областного суда, Людмила Кузьмина признаётся: «Тогда я поняла, что в период предвыборной кампании они мне жить спокойно не дадут. Поэтому я уехала 30 марта из Самары, примерно через две недели после вынесения судебного вердикта. Иначе всё лето ко мне бы наведывались с обысками, требовали вернуть «долги», арестовывали имущество. Короче, запугивали бы меня».
По словам моей собеседницы, она прекрасно осознавала, что по возвращению в Самару её ждёт какой-нибудь «сюрприз». «Так как метода у них такая – зацепились за неуплаченные налоги, тем самым нашли повод для задержания. Поэтому когда самолет из Вильюнса приземлился в Шереметьево и на пограничном контроле меня остановили, я сразу поняла, что держать будут ровно до тех пор, пока не сообщат в Самару о моём прибытии и пока не улетит мой самолёт» – начинает она свой рассказ о задержании. Ее продержали в Шереметьево более полутора часов. Вначале сканировали паспорт — все страницы, даже пустые. Потом пришел начальник, забрал паспорт и ушел. Ни кто не потрудился дать каких либо пояснений, когда самолет, на котором она должна была отбыть в Самару, улетел ей вернули паспорт и без каких либо извинений сказали: «Можете идти».
Кузьмина уверена, что в Шереметьево её так оперативно задержали потому, что её фамилия внесена в, так называемый, стоп-лист. «Ещё несколько лет назад стало известно, что созданы стоп-листы, в которые занесены потенциальные экстремисты. Вот меня в Шереметьево по этому стоп-листу и задержали» – поясняет Людмила Гавриловна.
Однако больший интерес у неё вызвало не задержание, а странные манипуляции с её багажом. «Дважды перекидывали мой багаж из самолёта в самолёт. Хотя квитанции были оплачены. Когда я спросила сотрудников аэропорта, зачем они это делают, они выдали феноменальную фразу: «Женщина, вы разве не знаете, какие у нас отношения с Евросоюзом?! Вдруг вы здесь санкционные продукты провозите!» – пересказывает диалог Кузьмина, не в силах удержаться от смеха.
Самарский цирк
«В Самаре начался второй акт представления – комментирует Людмила Гавриловна. – Самолёт наш садится. И на весь салон объявляют: «Людмила Кузьмина, выходя из самолёта, объявите о себе». Подхожу я к бортпроводнице, а возле неё стоит полицейский в форме и с ним еще четверо в гражданском. Они меня окружают, спускаемся по трапу, и в сопровождении этого «почетного караула» заходим в здание аэропорта. Мне объясняют, что на меня поступило заявление, дескать, я везу крупную сумму денег в иностранной валюте. Не буду утверждать, но, кажется, заявление написал Дмитрий Гуренков (глава регионального «Национально-освободительного движения» – Авт.)».
В заявлении было сказано, что Кузьмина не раз организовывала несанкционированные митинги, только не указано, какие именно. Также в этом доносе говорилось, что целью «Голоса» является критика Путина и устоев государственности. А для этого (расшатывания устоев государственности) она везет с собой крупную сумму денег. И, конечно же, автор не забыл указать, что Людмила Гавриловна должна государству два с лишним миллиона рублей за неуплату налогов.
После оглашения обвинений начался обыск и опрос. Представился только человек в форме, это был участковый поселка Береза — майор Корсун Сергей Николаевич. Он же вел протокол опроса. Остальные, которые в гражданском, сидели вокруг Кузьминой молча, видимо это были «рыцари плаща и кинжала».
«Я сразу же все свои деньги показала – 700 евро, 30 долларов и 6 тысяч рублей. Они озаботились, откуда у меня эти средства. Вопрос странный! Почему я должна отчитываться в своих доходах?! В общем, я им сказала, что это давние накопления. После этого они принялись рыться в чемоданах, и случился очередной казус. Говорят, у меня там колющие, режущие предметы одинаковой формы. Это были два зонта» – делится подробностями инцидента Людмила Гавриловна.
Обыск продолжался, примерно, два часа. На выходе из аэропорта Кузьмину встретила целая делегация: съемочная группа с телеканала «Губерния», три представителя службы судебных приставов, полицейские с фотокамерами. Пристав ОСП Самарского района Рафаэль Мингалиев вручил ей требование о том, что в течение пяти дней Людмила Гавриловна должна выплатить все долги налоговой службе. В противном случае, ей грозит 177 ст. УК РФ. «После заявления пристава, телевизионщики накинулась с вопросами. Один стал меня укорять в том, что я с каких-то там сцен провозглашала антигосударственные лозунги. Цирк, одним словом» – делает печальный вывод о телевизионщиках с «Губернии» Кузьмина.
Сюжет о задержании Кузьминой прошел в новостях на телеканале. Там же, в сюжете, оказалась и скрытая запись которую вели оперативники в ходе обыска и опроса Кузьминой: «Ни кто мне не сказал, что в ходе мероприятий будет вестись запись».
Невнимательный пристав Мингалиев
В понедельник Людмила Гавриловна с адвокатом Вячеславом Толстовым прибыла к судебному приставу Рафаэлю Мингалиеву. Рафаэль Рустамович сразу же заявил, что по их сведениям Кузьмина должна была привезти крупную сумму денег и он требует, чтобы эти деньги были внесены в счет погашения задолженности по решению суда. «Я ему говорю: «Ну вы же знаете, что ни каких денег я не привезла». Тогда он сообщает: «У вас есть зарубежные счета». Тут мне совсем смешно стало. – рассказывает Людмила Гавриловна. — Когда в диалог вступил Толстов господин Мингалиев стал требовать чтобы адвокат покинул кабинет. После того как Вячеслав объяснил ему мои права и его обязанности разговор вошел в нормальное русло». В итоге вручил судебный пристав очередное постановление с требованием добровольного исполнения решения суда. И пошла его Людмила Гавриловна исполнять.
«Я посчитала сколько мне на жизнь оставить, получилось, что 6 тысяч могу заплатить. Прихожу в банк, а деньги не принимают. Оказалось, что в постановлении, которое мне Мингалиев выдал, нет кода ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований — Авт.). Так и не заплатила. – Рассказывает Людмила Гавриловна. – Завтра опять к приставу пойду, пусть хоть документы правильно оформлять научится».
Маским Федоров
Игорь Ермоленко, глава реготделения партии «Яблоко»
- С самого начала травля в отношении Людмилы Гавриловной была совершенно не допустима для любого цивилизованного государства. Власть не простила ей предыдущую деятельность по организации наблюдения на выборах. Не простила ей и деятельность на этих выборах – координация независимых наблюдателей. Что касается ситуации непосредственно в аэропорту – у меня нет сомнений, что такие люди, как Людмила Кузьмина, зачислены в специальные списки, поэтому её и задержали. Не исключаю даже, что за ней велось наблюдение во время всего предвыборного процесса.
Степень неадекватности властей в этой истории лишь возвеличивает Людмилу Гавриловну и низводит авторитет государственной власти до уровня плинтуса, ниже которого просто стыдно опускаться.
Александр Барышев, шеф-редактор медиа-портала «Самара Сегодня», первый заместитель председателя областной организации Союза журналистов России
- Что такое Кузьмина для Самары? Я считаю, что это уникальная, удивительная личность. В Самаре она такая одна! Ведь без неё город никогда бы не вернул себе историческое название. Она была в числе группы, которая сердцем и душой боролась за реализацию этой инициативы.
Ещё Людмила Гавриловна одно время возглавляла библиотеку политической книги. Под её руководством эта библиотека стала центром притяжения огромного количества людей. Там проводили диспуты, спорили об искусстве и много-много читали.
Также все знают, что она руководила региональным отделением ассоциации «Голос». Следила за чистотой выборов. Предотвращала нарушения легитимности. Людмила Гавриловна положила жизнь на то, чтобы нести правду.
К сожалению, сегодняшнее время такого большого человека наказывает. Мало того, что довольно долго издевались над ней в судах, так ещё и в родной город мешают вернуться. Они пытаются доказать, что Людмила Гавриловна пыль, тлен и страх. Но ничего подобного! Я считаю, что вся Самара должна встать на её защиту. Ведь всю свою жизнь Кузьмина билась за свободную жизнь самарцев. Неужели всё это она делала зря?!
Екатерина Герасимова, глава реготделения «Партии Прогресса»
- Людмила Гавриловна на протяжении многих лет открыто говорит и доказывает, что действующая власть ворует у нас наши голоса, деньги и, в конечном итоге, будущее. Развёрнутая против неё кампания отвратительна, прежде всего, неприкрытым желанием руководства области отомстить. Судебные акты, вынесенные по её делам, не имеют ничего общего с правоприменением, это результат исполнения команды «фас», очевидно, поступившей лично от губернатора Меркушкина. В вверенном ему «опорном крае державы» всё, от площадей до гражданского общества, должно быть закатано в бетон. «Дело Кузьминой» должно нам всем это показать. Но, благодаря Людмиле Гавриловне, показывает совершенно иное: Левиафан может «одержать победу» в своих судах, но не над сильным, честным и гордым человеком.