Вчера Московский городской суд продлил до 30 июня 2016 года арест бывшего главы ФСИН Александра Реймера, обвиняемого по делу о мошенничестве на 3 млрд рублей при закупке электронных браслетов. По данным Следственного коммитета, откат в 140 млн рублей чиновник получил в своём кабинете.
Помимо Реймера (в период с 2006 по 2009 годы Александр Реймер возглавлял ГУВД по области —Ред.), по делу «электронных браслетов» также проходят заместитель директора ФСИН Николай Криволапов, директор ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» ФСИН Виктор Определенов и гендиректор коммерческой организации Николай Мартынов. Всех четверых обвиняют в мошенничестве.
Реймер и Определенов содержаться в СИЗО, Криволапов и Мартынов — под домашним арестом.
Напомним, фигуранты дела были задержаны в марте прошлого года. По версии следствия, они в 2010-2012 годах по завышенной цене покупали электронные браслеты для помещенных под домашний арест. Следователи утверждают, что фигуранты дела похитили более 2,7 миллиарда рублей из бюджетных средств. При фактической стоимости браслетов 19 тысяч рублей за комплект, ФСИН платил за каждый от 108 до 128 тысяч рублей.
Основные следственные действия по этому делу завершились 18 февраля. Фигурантам уголовного дела предъявили обвинения в окончательной редакции по статье «Мошенничество в особо крупном размере и злоупотребление должностными полномочиями». На этой неделе они приступят к ознакомлению с материалами дела, которое состоит более чем из ста томов.
Лидерами преступной группы, по данным следствия, были Александр Реймери его заместитель Николай Криволапов. Они использовали федеральную программу по внедрению системы электронного мониторинга за обвиняемыми для незаконного обогащения за счёт бюджетных средств. Организовать мошенническую схему им помогали также отставной полковник милиции Виктор Определенов и гендиректор жигулевской компании «Мета» Николай Мартынов.
Схема хищения средств, выделенных на программу, состояла «из сложных завуалированных действий, на первый взгляд носящих законный характер». Согласно материалам дела, Реймер проигнорировал результаты исследования ведомства по определению предприятий, которые могли бы производить электронные браслеты. Экс-глава ФСИН создал новую внутриведомственную структуру — Центр информационно-технического обеспечения и связи (ЦИТОС), которому передали все контракты по созданию различных форм электронных браслетов. Это позволяло участникам преступной группы размещать госзаказы в новом ФГУПе уже без проведения открытых конкурсов как с единственным внутриведомственным поставщиком. При этом у организации отсутствовали штат квалифицированных сотрудников, необходимые производственные мощности, технологии и т. д. Необходимую техническую документацию и опытные образцы ЦИТОС выкупил у пермского разработчика, изделия которого прошли испытания в НИИ ФСИН.
На должность директора ЦИТОСа 5 октября 2010 года был назначен Виктор Определенов. Изготавливать браслеты планировалось на самарском предприятии «Мета» в Жигулёвске, которому была передана выкупленная документация пермской компании. По версии следствия, Александр Реймер лично утвердил «заведомо завышенные» цены на браслеты, которые планировалось закупать у нового ФГУПа. В октябре 2010 года был заключён первый контракт на поставку браслетов тюремному ведомству, по которому стоимость одного изделия колебалась от 108,5 тыс до 128 тыс рублей. В следующем году контракт с ФГУПом вырос уже до 2,6 млрд руб. При этом, как позже выяснилось, часть изготовленных в Жигулёвске браслетов оказалась бракованной. Только на завышении цен обвиняемые, по версии следствия, «заработали» более 1,2 млрд руб.
Часть денег, полученных с реализации сделок, гендиректор «Меты» Мартынов переводил по фиктивным договорам на аффилированные компании, расположенные в Тольятти и Самаре, после чего обналичивал и перевозил в Москву. Когда мошенническая схема заработала, Александр Реймер получил от Николая Мартынова в качестве оплаты за свои услуги 140 млн рублей наличными – 10% от всей суммы, перечисленной из бюджета на счета компании. Передача денег происходила в рабочем кабинете чиновника на улице Житной.
Роли участников преступной схемы были чётко определены, считает следствие. Николай Мартынов занимался адаптацией разработок пермских конструкторов, их производством и обналичкой средств. Заместитель экс-главы ФСИН Николай Криволапов отозвал из подразделения ведомства контракт на проведение аукциона, подписал договор на поставку электронных систем исключительно с ЦИТОСом и лично контролировал закупки. Руководитель «новой» организации Виктор Определенов занимался подбором персонала, который ничего не знал о преступной схеме, перегонял на счета жигулёвских фирм деньги.
В процессе расследования уголовного дела Николай Мартынов полностью признал свою вину и заключил досудебное соглашение, что гарантирует ему минимальный срок по результатам рассмотрения дела в суде. Во время судебного заседания он предложил вернуть ФСИН 7 тыс. браслетов в качестве частичного возмещения ущерба. Он предлагает ведомству принять данные браслеты в качестве возмещения солидарной части в размере четверти причиненного государству ущерба.
Остальные фигуранты свою вину не признают, настаивая на том, что стали жертвами непрофессионализма подчинённых, которые и изготавливали негодные браслеты.
На фото Реймер и Определенов в «клетке» суда