Во время прошедших 26 марта акций протеста сотрудники правоохранительных органов задерживали и журналистов, исполнявших свой профессиональный долг. А так же воспрепятствовали их законной профессиональной деятельности.
Акция протеста в Санкт-Петербурге против коррупции собрала большое количество людей, и на ней работало много журналистов. Не обошлось и без незаконных задержаний коллег: в отдел полиции № 60 были доставлены корреспондент «Ведомостей» Надежда Зайцева и журналист «Новой газеты в Петербурге» Сергей Сатановский. Журналистов отпустили только после приезда депутатов петербургского Законодательного Собрания Бориса Вишневского и Максима Резника. Изъятое удостоверение Сергея Сатановского не вернули владельцу, сообщив, что оно потеряно. С этим инцидентом, как сообщила главный редактор «Новой газеты в Петербурге» Диана Качалова, редакция намерена разобраться, подав официальную претензию.
Еще один задержанный сотрудник СМИ – Артем Александров из «Делового Петербурга» – был отпущен из отдела полиции № 33 только ночью.
Отметим, что ряду журналистов удалось отбиться от силовиков: так, на свободе остались корреспонденты «Коммерсанта» Давид Френкель и Александр Петросян, хотя последнего при этом сильно ударили дубинкой по руке, в результате чего он чуть было не выронил фотокамеру. Данный момент, запечатленный на видео, может послужить основанием для официального преследования преступивших закон полицейских.
В Петрозаводске во время воскресного антикоррупционного митинга произошёл инцидент, в результате которого пострадал корреспондент сайта «Черника» Алексей Алексеев (Владимиров).
Журналист вёл видеосъёмку уличного мероприятия и в тот момент, когда проводилось задержание одного из участников акции, вошёл в зону конфликта. На груди Алексеева был бейдж, свидетельствовавший о его профессиональном статусе, то есть нельзя сказать, что полицейский, нанёсший ему удар по лицу и разбивший очки, не понимал, что перед ним находился журналист. Более того, когда Алексей заявил, что осуществляет на митинге профессиональную деятельность и попросил стража порядка представиться, старший сержант ударил журналиста ногой и вырвал из рук смартфон, на который фиксировалось происходящее во время уличной акции (в том числе и факт нападения на журналиста). Позднее смартфон все-таки вернули.
На факт воспрепятствования профессиональной деятельности корреспондента отреагировал Союз журналистов Карелии, уже обратившийся к министру внутренних дел республики Дмитрию Сергееву, требуя провести служебную проверку и наказать виновного сотрудника полиции.
Представитель правоохранительных органов нарушил Закон РФ о «О СМИ», предоставляющий право журналистам посещать места массового скопления граждан, а также производить на них записи с использованием средств аудио- и видеотехники. Стоит напомнить, что действия, которые сотрудник МВД Карели допустил по отношению к журналисту, выполнявшему редакционное задание, квалифицируется в Уголовном кодексе РФ как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста (статья 144).
Остается добавить, что задержания работавших на протестных акциях журналистов происходили во многих городах – в частности, в Махачкале задержаны Сергей Расулов из «Коммерсанта», Фаина Качабекова из «Кавказской политики», Владимир Севриновский («Это Кавказ»); в Москве – корреспондент Открытой России Софико Арифджанова, журналист издания РБК Тимофей Дзядко, корреспондент The Guardian британец Алек Лун, независимый журналист Денис Стяжкин, корреспондент «Эха Москвы» Александр Плющев – его задержали во время прямого включения; в Саратове – журналист интернет-телевидения «Открытый канал» Александр Никишин.
Задержаниями дело не ограничилось – в Москве фотокорреспондент Life Владимир Суворов получил по голове брошенной кем-то бутылкой; один из ОМОНовцев угрожал корреспонденту Deutsche Welle во время съемки, приказав «убираться со своим фотоаппаратиком», потому что «рядом дорога, под машину можно попасть, а причину, почему это случилось, мы придумаем».
Не обошлось без инцидента и . Неизвестная женщина, в гражданской одежде (на фото в синей куртке), запрещала корреспонденту информационного агентства «Засекин» Екатерине Маяковской проводить фотосъемку задержания митингующих. Представиться отказалась.
К ней подошел главный редактор «Парка Гагарина» Сергей Курт-Аджиев, видевший этот инцидент, представился и попросил предъявить служебное удостоверение. Неизвестная спряталась за полицейский автомобиль. После ее бегства Курт-Аджиев, вместе с Маяковской подошли к сотруднику полиции (назвался Внуковым, полицейский жетон № 004291 САМ), представились и попросили установить личность гражданки препятствующей законной деятельности журналиста. Внуков сообщил, что он не обязан это делать. Вчера, 27 марта, журналист агентства «Засекин» подала жалобу прокурору Ленинского района Самары с просьбой привлечь к ответственности виновных должностных лиц полиции.
Так что освещение уличных акций продолжает оставаться для журналистов занятием небезопасным.
Анатолий Цыганков, Роман Захаров,
собственные корреспондент ФЗГ
Владимир Мартыщенко,
корреспондент «Парка Гагарина»
собственные корреспондент ФЗГ
Владимир Мартыщенко,
корреспондент «Парка Гагарина»