Одна из причин участия школьников в уличных протестах — политизация школы и рвение учителей-охранителей
Российские учителя критикуют на занятиях оппозицию. А школьники и студенты записывают эти монологи на видео и выкладывают в интернет. «Новая» разбирается в феномене спора поколений, который приобретает форму политической борьбы за школу без политики. На митингах 26 марта о политизации образования высказывались даже школьники. Глеб, ученик 5-го класса в Томске, выступил со словами: «За то, что ты не нарисовал картинку про нашу власть, могут поставить двойку». В школах регулярно проводятся внеклассные занятия по гражданско-патриотическому воспитанию. Участие молодежи в протестах и их подготовке стало поводом для местных администраций, учителей и преподавателей чаще говорить со школьниками и студентами о политике. За последние недели в Сети появилось несколько видеозаписей, наглядно демонстрирующих градус полемики.
Первые беседы прошли еще до 26 марта. Одного из брянских школьников с урока забрали в полицию за то, что он сделал репост видеозаписи в социальной сети «ВКонтакте» со страницы готовящегося в городе митинга против коррупции. Рассуждение директора Киры Грибановской по этому случаю о патриотизме и гражданственности подростки записали на видео. По ее словам, школьники не имеют «политического кругозора», собственного мнения и пользуются «провокационными источниками» информации. Петицию об увольнении директора на change.org. подписали 26 тысяч человек.
Студенты Московской государственной консерватории записали на видео занятие по основам культурной политики России. Доцент кафедры гуманитарных наук Фарида Кульмухаметова заставила четверокурсника Даниила Пильчена зачитать скаченный из интернета текст о «пятой колонне» и список «предателей» страны. Студент высмеял содержание текста, за что преподаватель пригрозила ему отчислением. Вскоре после конфликта педагог написала заявление на увольнение по собственному желанию.
Первокурсник ЛЭТИ записал слова ассистента кафедры информационной безопасности Рената Халиуллина о том, что Навальный — агент США, «который […] отрабатывает деньги «вашингтонского обкома». Высказать свои политические взгляды Халиуллин решил во время пары по программированию. Он отметил, что если Россию сравнивать не с Европой, а с Северной Кореей, ее можно назвать демократичной страной.
В Красноярске тем временем заставили уволиться преподавателя, который показал своим студентам фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией о незадекларированной недвижимости Медведева.
Кто агитирует
По закону «Об образовании» использовать образовательную деятельность для любой политической агитации и пропаганды работникам учебных учреждений запрещено. Разобраться, что в текущей ситуации является патриотическим воспитанием, а что — пропагандой, можно не всегда. На форум «Экстремизму — нет», организованный вскоре после протестов 26 марта, студентов снимали с занятий и централизованно привозили. Там же был показан одноименный фильм местной телекомпании. Сцены насилия и уличных беспорядков, кадры съемки киевского Майдана сравнивают с протестными акциями против коррупции и проводят параллели с конфликтами на Ближнем Востоке. Суть фильма: политические протесты являются угрозой для мирной жизни. В закадровом тексте предлагается поддержать Николая Меркушкина, который «сплотил вокруг себя представителей разных социальных групп, противостоящих тем, кто желает посеять в области раздор и смуту».
Андрей Демидов, учитель истории, активист профсоюза «Учитель», считает, что форум — местная инициатива: «Не думаю, что Москва давала такую команду — сгонять молодежь. В отличие от местных деятелей федеральные понимают, что по соцсетям все моментально распространяется и попадает в СМИ. Похоже, местные бюрократы, стремясь набрать очки в глазах федеральной власти, начинают прыгать через голову и организовывать «перегибы на местах».
Пресс-секретарь Минобрнауки Андрей Емельянов сообщил, что «Министерство никогда не вело речи о каких-либо мерах наказания учащихся, это недопустимо. Наша задача и задача системы образования — помогать ученикам получать знания о правовом государстве, гражданском обществе и оберегать их от принуждения и вовлечения в акции, носящие сугубо политический характер, а не наказывать их».
Я учитель, я так вижу
В школе № 114 Самары учитель географии и заместитель директора по воспитательной работе Ирина Горбатенко выступила с лекцией, чтобы «предостеречь» учеников от участия в митингах, и показывала восьмиклассникам фильм «Экстремизму — нет» с маркировкой +16.
Видеозапись урока самарский школьник разместил в «ВКонтакте» с комментарием «Меня пнули и на меня накричали», сообщает издание «Настоящее время». Чувствуется высокий градус полемики, с которым Ирина Горбатенко рассуждает о распаде СССР, национальных богатствах, патриотизме: «[…] И вдруг границы ушли, а что американцы — они видят, что Россия, нет Советского Союза: да она сама сдохнет, что там ее травить, она сама сдохнет. […] Пока мы едины — мы непобедимы. И мы пытаемся вас в этом русле воспитывать…»
Начав свою речь с призыва к школьникам быть добрее и не проявлять агрессию, сам учитель вскоре об этом забывает. Горбатенко говорит, что знает, кто из ребят участвовал в митингах, и обращается к этому ученику повышенным голосом, срываясь на крик: «Тебе нравится, когда все вместе? Когда ты во внимании, да? […] против коррупции в нашей стране нужно методами другими, а не разлагать страну».
Далее Ирина Горбатенко комментирует фильм, но ученикам об увиденном высказываться не позволяет. После замечания школьника к одной из сцен фильма, где на экране показывают Украину, учитель говорит о том, что «надо знать истоки», и перечисляет лидеров СНГ, которые, по ее словам, «удержали» свои страны. И добавляет, обращаясь к ученику: «Я почему-то знала, что это ты. Всегда думала, что что-то в тебе есть такое гадливое». А еще через несколько минут криком отправляет его к директору: «Если ты не хочешь смотреть — закрой свой рот и отвернись! Но не мешай другим, понял меня? […] Так, к директору марш отсюда. Марш отсюда к директору. Встал быстро! Ты любишь агрессию?»
Ситуацию на уроке директор школы Марина Григоревская была, по собственным словам, не готова комментировать: «Нужно сначала разобраться. Это больно. Не могу описать вам свои чувства». Директор сказала «Новой газете», что маркировку 16+ не видели (первый кадр фильма). «Беседа была не по поводу митинга, а по поводу всего, что происходит в стране». Решение показать фильм директор объяснила «видением учителя». С Ириной Горбатенко связаться не удалось, по словам директора, она ушла на больничный в связи со стрессовой ситуацией. Школьник написал на своей странице в «ВКонтакте», что 6 апреля после разговора его родителей с директором и учительницей Ирина Горбатенко перед ним извинилась.
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве, заслуженный учитель России, считает, что учителя инициируют такой «разговор о политике» необязательно по указанию сверху, но и исходя из собственных представлений, сформированных еще советской школой. При этом услышать своих учеников, вступить с ними в уважительный диалог не все способны: «Когда я цитирую педагогам статьи Конвенции о правах ребенка, в которых говорится, что «дети имеют право свободно выражать свое мнение», а «государство должно уважать право ребенка на свободу мысли», у многих это вызывают оторопь. После задержания несовершеннолетних 26 марта я обратился к учителям, к полиции, к комиссиям по делам несовершеннолетних — не надо кошмарить, запугивать ребят, устраивать «охоту на ведьм». Да, конечно, надо объяснить, что залезать на фонарь или выходить на проезжую часть — это нарушение, но взрослым стоит еще и подумать над тем, почему подросткам надо залезать на фонари, чтобы получить ответы на свои вопросы».
На митинг «за печеньки и чай»
«Воруют везде» — обозначил свой тезис преподаватель по общей физике Томского государственного университета и подкрепил цитатой: «Если в государстве нет коррупции, значит, это государство никому не нужно». Вышедших на митинг он назвал фриками и посоветовал выбирать другой «способ зарабатывания, за который вам потом, через пять, десять, пятнадцать лет, не будет стыдно». Выступление преподавателя записал студент Игорь Камышев и опубликовал на Youtube.com.
Игорь не уверен, что беседа была инициирована администрацией. Студент рассказал «Новой газете» о том, что сотрудники университета часто позволяют себе высказываться на разные темы во время пар: «Преподаватель по технологии вычислительной физики рассказывал на занятиях о приходе антихриста, о том, что все, кто стажируется за границей, будут гореть в аду».
На этот раз студент решил привлечь общественность: «Раньше я подобные высказывания не записывал, но в этот раз было как-то особенно неприятно, и я понял, что хочу поделиться этим в Сети. Преподаватель пригрозил мне судом по статье о защите чести и достоинства и раскрытии информации о частной жизни. Сказал, что если еще раз я что-нибудь сниму, то засудит меня».
По мнению Игоря, учебные заведения, где он получал образование, политизированы излишне: «В одной из школ учитель ОБЖ был убежден, что спутник запускают, чтобы следить за Украиной. «А на Украине кто? Американцы!» В университете нас пытаются собрать на митинг «Крым наш» за печеньки и чай, в прошлом году обещали закрыть пропуски по физкультуре».
«Вы — будущая моя Россия»
Ситуации, заснятые на видео, не единственный пример политизации образования. Когда Елена Петрова (имя по ее просьбе изменено) училась в московской школе № 1375, записывать учителей на камеру было еще не в тренде. Девушка рассказала, что учителя высказывали политические взгляды постоянно, а местные чиновники во время визита в школу объяснили расследование о генеральном прокуроре Чайке «происками Запада»:
«Все же я не думаю, что агитация на уроках насаждается администрацией сверху. В моей школе учитель истории придерживался либеральных взглядов, зато на уроках права можно было услышать о том, как «Америка хочет развалить нашу страну ради сырьевых ресурсов», а мы должны быть ответственными гражданами и не «вестись на западную пропаганду» или что славяне открыли Америку.
По словам Елены, примеры соблюдения Конституции учитель также черпала из реальной жизни: приводила легитимность выборов, говорила об информационной войне. Свой личный долг она видела в том, чтобы воспитать патриотичных граждан:
«Помню, как она все время повторяла: «Вы— будущая моя Россия». Возражать и спорить в классе никто не хотел, потому что, с одной стороны, ее не воспринимали всерьез, только смеялись на переменах, с другой — не интересовались политикой. Несколько раз я пыталась возражать, но конфликты с завучем мне были не нужны, я шла на золотую медаль. С другой стороны, к ЕГЭ она подготовила нас хорошо. Учитель алгебры регулярно смотрела Первый канал и пересказывала сюжеты новостей и передачи «Пусть говорят». Она искренне в это верила и хотела поделиться с нами: «Знайте, дети, что в мире происходит!», правда, на уроке алгебры. В то же время другие учителя могли позволить себе говорить прямо противоположное».
Директор школы № 1375 на момент написания материала находилась в отпуске, с завучем связаться не удалось. Старший методист Ирина Корнеева информацию о политической пропаганде на уроках опровергла. Она выразила удивление, что школьница не обратилась напрямую к ней или к директору школы.
По мнению Евгения Бунимовича, любовь к Родине не требует специальных «уроков патриотизма», она формируется всем строем жизни, укладом школы: «Трагедия в Санкт-Петербурге стала свидетельством того, как изменилось наше общество. Весь город сплотился в бескорыстной помощи друг другу, и эта общая солидарность воспитывает тот самый настоящий патриотизм. Об этом стоит поговорить с ребятами, что помогать друг другу — это нормально. И тогда мы становимся народом, а не толпой или населением».
Андрей Демидов уверен: в рамках обществознания, новейшей истории, права, экономики и других гуманитарных предметов стоит включать обсуждение повестки дня в учебный курс: «Школьники изучают материал с большим интересом, когда они понимают, как с его помощью объяснить проблемы современности». Но даже если учитель как гражданин придерживается какой-то одной точки зрения, профессионализм и этика требуют представить аргументы в поддержку разных позиций: «Можно спорить о масштабах сталинских репрессий, но существует много бесспорных фактов, например, о методах, которыми эти репрессии осуществлялись. В этом контексте можно говорить о ценности человеческой жизни». По словам активиста, указания сверху носят рекомендательный характер. Последнее слово остается за администрацией школ и самим педагогом: «Я знаю директоров, которые мероприятия по присоединению Крыма просто не проводили. Все можно списать на начальство: нам прислали — мы исполняем. Но решение, участвовать или не участвовать, у учителя есть возможность принять всегда».
Алина Рязанова,
Рис. Петр Саруханов
«Новая газета» № 37 от 10 апреля 2017 г.
Рис. Петр Саруханов
«Новая газета» № 37 от 10 апреля 2017 г.