2 июня в Самарском областном художественном музее открылась первая в современной России выставка живописи Ивана Шультце «Волшебный свет». В экспозицию вошло 50 картин из частного собрания Цюриха.
«Если такого художника и правда забыли, то это весьма печально. И несправедливо» - подумала я, выходя из мраморного зала музея, где звучали рояль и виолончель. А в зал все прибывали посетители. Благо, места там много. Я обратила внимание на то, насколько разными были люди, которые пришли на выставку. Старушка в платочке с сурово опущенными губами, молча, рассматривала картины, поправляя большие очки. В другой части зала в футболках спортивных клубов стояли двое мальчишек – казалось, что они случайно забрели в музей. Но, как удалось подслушать они горячо обсуждали работы художника.
Удивительно, что имя Ивана Шультце до недавнего времени было забыто в России. Ученик Константина Крыжицкого и Архипа Куинджи родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Иван Шультце стал ярким представителем русской пейзажной школы начала XX века. Император Николай II назначил его придворным художником, работы Шультце выставлялись в Академии художеств, их покупали частные коллекционеры, среди его ценителей был даже Карл Фаберже. Не приняв Октябрьскую революцию, Шультце уехал в Париж в начале 1920-х. И в России его имя предали забвению. Но за границей он быстро стал популярен. Его работы выставлялись в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго. Американцы особенно полюбили русского пейзажиста.
На выставке представлены ранние работы Шультце 1911-1913-х и 1920-х, написанных уже в эмиграции. Время замерло не только на картинах, но и вокруг них. Старые рамы, покрытие в некоторых местах едва заметным слоем пыли. На некоторых прикреплены потертые металлические таблички с именем художника. Какие-то полотна уже покрылись трещинами, другие сохранили свежий вид, словно были написаны пару лет назад. В качестве полотен Шультце использовал не только холст, но и картон, и дерево. От больших картин, на которых изображались величественные горы или грозные морские волны, до маленьких, хранящих уют тихой лунной ночи или опушки осеннего леса.
Название выставки «Волшебный свет» возникло не просто так. Именно свет стал главной достопримечательностью картин Шультце. Он максимально точно умел передать палитру самого разного света, будь то надвигающаяся грозовая буря, тихая лунная ночь, знойный солнечный день или пылающий закат. Свет не кажется искусственным – и в этом заключена пленительная красота его картин.
«Ивана Шультце мало кто знает в России. Поэтому это большое событие для Самары, для области, для России в целом. Шультце отражает на своих картинах мир, полный гармонии и красоты. Это та проходящая красота мира, которую нужно хранить» - сказала в своем выступлении Галина Владимировна Рябчук, директор Художественного музея.
Работы Шультце, действительно, отличаются исключительной гармонией. Даже люди, редкие гости его пейзажей, являются, скорее, частью природы, сливаются с ней. Потому впечатления у посетителей были самые разные. Рассматривая одну из картин, я услышала диалог:
- Какой реализм! Хочется протянуть руку и прямо зачерпнуть охапку снега.
- А по-моему, он перебирает, получается искусственная природа.
Зимние пейзажи, правда, кажутся слишком идеальны. Ничто не нарушает гармонию лежащего снега. Ветки деревьев усеяны им с щепетильной точностью. Никакая птица не посмеет сесть на ветку и стряхнуть часть снега, никакой зверь не решится оставить след. Снег у Шультце безупречен. Слишком.
«Мы впервые представляем российской публике живопись русского художника. К сожалению, революция сильно повлияла на русскую жизнь. На художников, на поэтов, на певцов. Громадное количество эмигрантов покинули Россию. Русское творчество, к сожалению, перешло в то время за границу. Сегодня я могу сказать, что это большие моменты, когда наше русское творчество возвращается обратно в Россию. Мы никогда не должны забывать свою историю. То, что это творчество сегодня возвращается – это очень трогательно, это очень красиво. Я люблю этого художника. Занимаюсь им уже 10 лет. Мы собирали эти картины в Америке, во Франции. Больше всего, конечно, Шультце любили именно в американцы, чем русские или французы. И я хочу поблагодарить музей и Галину, за то, что мы почти полгода работали над этим проектом. Я рад, что он состоялся у вас , в большом красивом городе» - выступил на открытии выставки Вадим Гончаренко, руководитель направления «Русское искусство» аукционного дома «Колер» в Швейцарии и фонда Шультце И.Ф.
Что-то после любого вернисажа всегда должно оставаться в памяти. «Терраса над морем», которую Иван Шультце написал примерно в 1920 году. К ней я устремилась, как только вошла в зал. И еще потом несколько раз возвращалась. Мазки масляной краски едва заметны. С мельчайшей точностью изображены зеленые ветви и яркие цветы розовых кустов. «Moonriver» в исполнении виолончели и рояля дополняла очарование. Не знаю, что привлекло в этой картине больше: идеальная техника мастера или обаяние самого места, которое отобразил Шультце. Шум соленого моря под ярким, безоблачным небом, которым наслаждаешься, сидя в рассеянной тени ароматных розовых кустов. Интересно, как это место выглядит сейчас, спустя почти сто лет.
Экспозиция позже будет выставляться в других городах страны. Ивана Шультце вернули в Россию. Еще один недостающий пазл дореволюционной истории занял свое место. Хотя важно не столько то, что вернули «нашего» художника. Сколько что мастер, его работы, достойны того, чтобы нам о них напомнили.
Виктория Анистратова