Мюзикл «Продюсеры» (другое название — «Весна для Гитлера») не планируется к постановке в Самарском академическом театре драмы. Об этом на пресс-конференции рассказал генеральный директор театра Вячеслав Гвоздков. Поводом для этого заявления стали претензии нескольких общественных организаций, объявивших, что постановка готовится к 70-летию Победы.
Фильм «Продюсеры» был снят в 1968 году режиссером Мелом Бруксом. В 2001 году он поставил одноименный мюзикл. «Мюзикл прошел две с половиной тысячи раз на Бродвее, прошел более чем в тридцати странах, включая Израиль, и в России, в театре Et Cetera. Мел Брукс — еврей, вся его семья погибла при холокосте, он остался один, — объяснял Гвоздков. — Никаких нацистов и гомосексуалистов там нет». Симпатий фигура Гитлера в спектакле не вызывает, отмечал гендиректор театра, это сатирическая картина, в которой два продюсера пытаются разбогатеть на заведомо провальной постановке. Он добавил, что фильм в свое время был закуплен минкультом СССР. «Интеллигентные люди знают содержание, оно их не смущает. Но когда в думском комитете перевирают сюжет, оскверняют театр, нас это очень возмущает... Никто не собирался ставить спектакль к 70-летию Победы, это бред. Кто это придумал? Чтобы судить спектакль, его надо увидеть. Может быть, мы его и сделаем когда-нибудь». Гвоздков пояснил, что контракт с Паоло Ланди и правда заключен, но речь в нем идет о постановке спектакля «Человек и джентльмен». По мнению руководителя театра, «Продюсеры» через один-два года могут оказаться «очень современной пьесой, потому что это шутовство и ряжение в нацистов мы сегодня видим на Украине».
«Чтобы ставить мюзикл, надо иметь на это франшизу. Кроме того, подразумевается копирование американского мюзикла, что унизительно для театра. Эта тема витала уже давно — шесть лет назад, но мы ее отложили», — сообщил сегодня Гвоздков, добавив, что за это время, впрочем, в театре подготовили пьесу с таким же, как в мюзикле, сюжетом и музыкой из фильма.
Еще одной причиной для нападок на театр стала записанная его артистами видеопародия на песню Gangnam style. «Прозвучало заявление, что мы создали чуть ли не на бюджетные деньги этот клип и выложили его в сеть, — объяснял актер Денис Евневич. — Лично у меня родилась идея снять свою кавер-версию. Создано это было, чтобы возродить в театре старую добрую традицию капустников. Я потратил свои личные 500 рублей, купив чай и заплатив за аренду лошади. Мы не думали, что это вызовет такой резонанс. Выкладывать мы ничего не собирались, а сделал это только потому, что артисты просили. И положительных отзывов было гораздо больше. Люди, любящие театр, отнеслись к этому с юмором и пониманием. Мы после этого сняли еще много видео, но не стали повторять свою ошибку и публиковать их».
Сотрудники театра возмущались, что никто не обращает внимание на клипы и спектакли, подготовленные специально к 9 мая, а ситуации с «Продюсерами» и пародией на корейского рэпера PSY «вырваны из контекста».
Что касается бюджетного финансирования, то театр приносит доход, отметил Гвоздков: «В свое время нам сказали: научитесь зарабатывать. Мы научились. Наш театр — единственный в России, кроме московских, который на один бюджетный рубль зарабатывает два. Мы обслуживаем 150 тысяч зрителей в год, 15% населения города, билеты не достать, они продаются за два месяца до спектакля. Такого не было даже в советское время».
На пресс-конференцию также пришел представитель организации «Русский национальный центр», ранее попросившей областной минкульт разобраться с постановкой «Продюсеров». Он был возмущен тем, что никто из сотрудников драмтеатра не явился на комитет по культуре (их, как выяснилось, никто не предупреждал и не приглашал), и потребовал от них собрать «круглый стол» и позвать на него авторов письма против спектакля.
Гвоздков уже познакомился с врио министра культуры Сергеем Филипповым. На вопрос «Парка Гагарина», не опасается ли он своей отставки в связи со скандалами, директор театра ответил, что «я давно ничего не опасаюсь». Комментировать кадровые перестановки в ведомстве он не стал.
Антон Фейнберг