Понадобилось мне продать машину. Морально готовясь стать пешеходом, я разместил в интернете объявления и начал ждать отклика.
Через некоторое время покупатель объявился, причем был готов расплатиться и забрать автомобиль «хоть завтра». Завтра так завтра, решил я, и собрался поутру снимать машину с учета. На всякий случай заранее отпросился с работы. Как позже выяснится, не зря.
Подготовка
Снимать авто с учета мне приходилось лишь раз в жизни — больше трех лет назад. Тогда это можно было сделать в филиале МРЭО неподалеку от моего дома в сравнительно короткие сроки. Однако филиала того давно нет, и, как подсказал «Яндекс», единственное место, где снимают с учета транспортные средства, находится по адресу ул. Республиканская, 106. Сразу вспомнились истории друзей-автовладельцев, одна другой страшнее, об очередях, давке и долгих часах ожидания, связанные с этой организацией.
Тот же поисковик выдал мне статью с рекомендациями по снятию авто с учета. Бланки заявления и квитанции были загружены оттуда же, распечатаны и тщательно, по образцу, заполнены. Наизусть заучен алгоритм прохождения через семь кругов МРЭО, а на ладони на всякий случай зарисована схема стоянки для осмотра авто. Вроде подготовился как следует, должен все сделать быстро и легко.
Но очень смущало послесловие статьи. Если вы потратили не более полутора часов, заверяли на сайте, можете считать это достижением. На этой строчке оптимизма у меня поубавилось. Ожидая худшего, я, как и советовало интернет-пособие, решил выехать пораньше. В полседьмого будильник зазвенел над ухом, и уже спустя полчаса я выехал на Республиканскую. Знатоки рекомендуют приезжать в МРЭО часам к восьми утра, несмотря на то, что прием граждан начинается лишь с девяти. При этом советуют ехать целой компанией, пропорционально распределяя мучения на всех. Я, воспользовавшись наличием у них свободного времени, хитростью заманил в планируемую авантюру своих родителей.
Очередь по талонам
Ближе к 8 утра я высадил матушку у входа в МРЭО, отправив ее занимать место в очереди - даже за час до открытия и в будний день советчики пророчили приличное число посетителей. Сам же вместе с отцом направился на площадку осмотра. Здесь автоинспектор начинает работать с восьми. Занимаю место на стоянке, поднимаю капот, какое-то время жду. Вскоре с периодичностью раз в пять минут начинают стучать в окно женщины, предлагающие заполнить за меня заявление, выписать страховой полис и прочие бумажные услуги. Имея все это при себе, ценой вопроса даже не интересуюсь, не слишком расстроенные дамы переключаются на другие машины и часто бывают востребованы.
В начале девятого инспектор вышел на площадку и начал сверять номера узлов автомобилей с документами. Я был в очереди примерно десятым, так что спустя полчаса уже держал в руках заявление с росчерком инспектора, проводившего осмотр.
Еще через пару минут, оставив папу в машине, я вошел в здание МРЭО, где выяснилось, что занять очередь матушка не смогла. Оказывается, ее смутил гражданин, заявивший, что сначала надо получить талон на первом этаже. Однако на первом этаже талон без заявления выдавать отказались. А с заявлением в тот момент я ждал инспектора на площадке осмотра. Замкнутый круг. Ну, захожу я с требуемой бумажкой в МРЭО, прошу выдать злополучный талон. А мне ничтоже сумняшеся вместо него выдают в устной форме: «С рукописными заявлениями к 20-му окну в живую очередь».
Коммерция снаружи и внутри
Тут стоит вернуться к женщинам, которые на площадке постукивали в окна машин. Они предлагали заполнить заявления за плату, размер которой зависит лишь от наглости и настроения коммерсантш. Говорят, обычно цена колеблется в пределах 200 рублей. И многие, кто поленился или не догадался заранее заполнить бумаги, еще на входе попадают в руки предприимчивых бизнес-вумен.
Тем временем на первом этаже МРЭО за стеклянной стенкой с комфортом разместились с десяток гражданок в белых рубашечках, эти гражданки предоставляют те же услуги, правда, вдвое дороже. Но зато при оплате заполненного в МРЭО заявления вместе с ним получаешь тот самый талончик в электронную очередь. С бумагами же, написанными пусть и за деньги, но предпринимателями снаружи или, как у меня, составленными еще дома, добро пожаловать в живую очередь. Увы-увы, обслуживают тех, что с талонами, а для живой очереди выделено лишь полтора окна из двадцати. «Надо было здесь заплатить, - горько вздыхает молодой человек, узнав эту подробность, - а я в соседней конторе заявление купил». Не желая тратить время на бесплодные сожаления, устремляюсь на второй этаж. До открытия заветного окошка остается десять минут. «Кто последний?», - спрашиваю. Получив ответ, прикидываю, сколько человек оказались расторопнее меня - их больше десятка.
Вскоре окно № 20 отворяется, и первый счастливчик просовывает в него документы.
Окно в иной мир
Окошки, к которым стремились посетители, разделяли два мира. В одном улыбающиеся сотрудники ГИБДД перебрасывались шутками, поздравляли свою сослуживицу с днем рождения, желая ей всяческих благ, и явно осознавали, что, во-первых, они здесь главные, а во-вторых, что у них идет обычный рабочий день и с его завершением кончится вся эта рутинная суматоха. В очереди же угрюмые и озлобленные люди не скупились на проклятья, желая работникам МРЭО куда менее благой участи, ибо они тоже хорошо осознавали, что кончится рабочий день, и вся эта суматоха может продолжиться для них еще и завтра. «И ты здесь? - спрашивает один парень другого, - тоже вчера не успел?». Вклиниваюсь в их беседу и тревожно спрашиваю, почему не вышло вчера. Ребята рассказывают, что приехали слишком поздно - к полудню, вот и не успели до закрытия. На обслуживание каждого человека уходит минут по 15-20. Иногда чуть больше. Интереса ради засекаю, сколько будут возиться с посетителем, стоящим в электронной очереди. К моему удивлению, хватает десяти минут. Впрочем, заметно, что ждать приходится и там, народу с талончиками на этаже хватает. Другое дело, что и окошек для них куда больше.
Минут через сорок после начала приема людей из живой очереди стали изредка подзывать и к соседнему окну — оно для тех, кто приходит по предварительной записи, и порой пустует. Именно туда удается отдать документы и мне, правда, лишь в двенадцатом часу. Еще через 18 минут я получаю транзитные номера и отметку о снятии с учета и наконец-то покидаю этот сумасшедший дом.
Европейские стандарты
Итого на все про все было потрачено больше трех часов. Если б вовремя занять очередь, возможно, ожидание чуток бы сократилось. Но до полутора часов, в которые, по мнению интернет-публикации, могут "уместиться" везунчики, я, увы, не дотянул. И все же, наслушавшись историй в очереди, считаю, что мне сильно повезло.
И не очень разделяю оптимизма начальника МРЭО Игоря Главчева, который давеча хвалился, что самарское МРЭО производит обслуживание населения на современном уровне. Укладываясь прямо-таки в европейские стандарты. А что, быть может, в современном мире и правда общепринято стоять часами в очередях ради того, чтобы сделать в бумажках отметку? Может, повсюду в порядке вещей на обслуживание заплативших дополнительные деньги частной фирме выделять основную часть государственного персонала, считая изгоями тех, кто не поделился наличностью?
Соседи по очереди уверяли, что это совсем не так. Тот самый парень, что второй день подряд приезжал в МРЭО, рассказал, как снимал машину с учета в Беларуси. Весь процесс, говорит, занял не более трех минут. Поминали и Грузию в тех же, примерно, временных рамках. Да что там, даже другие российские города хвалили. «Уфа, Калининград, Санкт-Петербург — везде не больше пятнадцати минут у меня уходило», - перечислил один гражданин.
Вот и думай, то ли все-таки не Европа, то ли в Европе, какую знает начальник нашего МРЭО, такой же кавардак. Может, по его мнению, потому там народ и ездит на велосипедах?
Дмитрий Караулов
Комментарий
Виктор Митник, замначальника ГИБДД ГУ МВД России по области:
- Главное — предоставить человеку выбор. Сейчас в МРЭО работают два окна для живой очереди, окно для инвалидов. Есть электронная очередь, есть возможность предварительной записи, можно воспользоваться сервисом госуслуг. Каждый вправе обратиться за заполненным заявлением в любую фирму. Только не все из них делают свою работу качественно и готовы нести ответственность. Законодательство не регламентирует пошлины в бюджет за заполнение заявлений. Государство не берет на себя и организацию электронных очередей, поэтому занимаются этим сотрудники частной фирмы. Государственно-частное партнерство позволяет повысить качество оказываемых услуг.