Чтобы не погружаться в учёные дебри, спросим с места в карьер Википедию, правда ли, что обскурантизм – а именно о нём, а вовсе не о первой весенней капели, что было бы логично предположить, пойдёт речь – подразумевает умышленный обман невежественного большинства мнимо просвещённым меньшинством, и получим ответ: правда.
Обман, понимаете? Обман, притом умышленный, а вовсе не невинный, не случайный, не ложь во спасение. Вот именно поэтому я больше не спрашиваю себя, какая глыба, какой матёрый человечище организует в нашем городе праздники в стиле а ля рюс. Зачем мне такое знать, к чему эти удручающие подробности, я и так догадываюсь, что мнимо просвещённое меньшинство, затеявшее уродливое гулянье в лубочной манере на Масленицу, сидит примерно там же, где авторы большинства самарских скульптур а ля Церетели от дикого вида рыбы на Челюскинцев до собственно церетелиева шедевра в виде непропорционально рукастого дяди Стёпы. Где-то в тех же коридорах разгуливают вдохновители перекопа на горе под площадью Славы.
В одной ведомственной столовой с этими креативным гражданами обедают шутники, которые растянули над улицей Стара Загоры вот такущую рекламу праздника под ужас-каким-смешным названием «СмехУёлочки» (прошу прощения у перлюстраторов – я всего лишь соблюла авторское написание, и потому полагаю, что раз никого долгое время не смущало, что этот креатив аршинными буквами болтается в полутора метрах от парка детских аттракционов, то и с меня тоже взятки гладки).
Пароли, явки, адреса? Да вот ещё, очень надо. Не стану приумножать свои и без того поистине бессчётные печали лишними знаниями, пусть лично для меня останется тайной явление монструозной Масленицы на площади Куйбышева – это мне, может быть, одной кажется, что на той площади монстров, с какой стороны ни посмотри на это торжество загробного ампира, явный переизбыток, а кто-то счёл их число явно недостаточным и приволок туда чучело размером с ракету-носитель и надувной самовар с подозрительным крантиком – на радость любителям генитально пошутить.
Чего я с таким опозданием взъелась на простые человеческие радости, спрашивается, когда все блины давно съедены, а пляски отпляшены? Да просто подумала, вдруг никто в нашем городе не слыхал про обскурантизм (см. выше). А коли никто не слыхал, тому, может, будет интересно узнать, что торжество дурного вкуса никогда не берётся на пустом месте.
Чтобы дурной вкус воцарился – как воцарилась та зверообразная Масленица на площади Куйбышева, к этому должны быть надёжные предпосылки, в частности, восприимчивая аудитория, готовая всосать моветонный продукт с той же лёгкостью, с какой она вливает в себя литры пива в пятницу вечером, а также в последующие субботу и воскресенье в режиме нон-стоп.
Питие пива, кстати, причисляемое к столь же милой народной традиции, как и поедание масленичных блинов под гармошку, есть тот же самый моветон, – да, я понимаю, чем чревата подобная манифестация, высказанная всего лишь за несколько километров от завода фон Вакано, но мне уже давно ничего не страшно, тем более в этом городе, где на каждом шагу меня подстерегает что-нибудь жуткое: то изрытая, как после бомбёжки, гора, то адский гололёд, то наружная реклама, от которой хочется заплакать и по-детски зарыться в мамину юбку, пока тебя не съел актёр Светлаков.
Чего бояться-то, люди? Что кто-то обидится на меня за посягательство на самарский специалитет? Да обижайтесь на здоровье, только предварительно гляньте в зеркало, способна ли ваша мимика после всех испытаний, которым вы её подвергаете, пия свой крафтовый специалитет в неограниченных количествах, а также посещая праздничные народные гуляния на площадях и в скверах нашего города, отражать всю гамму человеческих чувств.
Обычно все эти мероприятия предпринимаются мнимо просвещённым меньшинством исключительно ради одной-единственной цели – чтобы сделать лицо дремучего и податливого большинства одинаково тупым. Последствия этого печальны – люди медленно, но верно превращаются в енотов, которые хоть и милые зверюшки с полосатыми хвостами, однако в условиях обскурантистской реальности они делаются мерзкими и неопрятными.
Поэтому не позволяйте превращать себя в енотов, не фотографируйтесь на фоне уродливых чучел, не водите вокруг них хороводы, не радуйтесь той наглой маргинальной рекламе, которую вам подсовывают в качестве шедевра. То меньшинство, которое нами правит, – оно не по-всамделишному просвещённое, а понарошке.
Берегите остатки человеческого лица – хотя бы до следующей Масленицы, и тогда она действительно будет весёлым карнавалом, а не пошлой пьянкой-гулянкой, к которым мы незаметно привыкли.
Екатерина Спиваковская
Фото с сайта http://drugoigorod.ru/
Фото с сайта http://drugoigorod.ru/