Ни Жака Дерриды на вас нет, господа, лишённые изюминки, ни Мераба Мамардашвили. Живи любой из них в наши дни , они бы давно отвернулись от вас в знак великого презрения.
Что значит – «Легендарную стелу “Ладья” демонтируют и снова соберут в рамках реконструкции набережной»? Даже если вынести за скобки саму бессмысленность реконструкции набережной, а вынести её за скобки придётся с покорной неизбежностью, чтобы не заострять: мало ли бессмыслицы мы тут повидали, от памятника рынде до перепаханной горы под «Паниковским», – всё равно останется важный вопрос: почему?
Не почему «демонтируют и снова соберут», как информируют нас новостные сайты, хотя и оно, по сути дела, большая загадка: разберут, чтобы немедленно собрать и пустить по Волге-матушке в сторону Астрахани? соберут и поставят на площади Куйбышева, чтобы главный тамошний герой, давно приунывший от однообразия пейзажа перед глазами, чуточку оживился? Просто – соберут и всё? Нет, не в этом смысле «почему». Почему так скучно, без огонька, без малейшего намёка на приличествующий ситуации саспенс?
Вспомните историю с останками скульптуры «Счастливое детство» в парке Гагарина, исчезнувшей тихой сапой около года назад. Именно исчезнувшей – именно так преподнесла общественности этот сюжет администрация парка, хотя люди там работают наверняка ничуть не менее серьёзные и занятые, чем мы с вами. Могли бы на суконном протокольном наречии в лапидарной форме, не подразумевающей красочных деталей, оповестить население о том, что скульптура, мол, демонтирована во имя грядущих парковых пертурбаций. Но что значит – люди с изюминкой: они прекрасно поняли, что подобная версия нашему перманентно объевшемуся информации народу, как говорится, «не вштыривает». Поэтому на свет родился леденящий душу хоррор о том, как однажды утром администрация парка Гагарина привычно окинула хозяйским взором из-под козырька свои владения и, о ужас, не досчиталась «Счастливого детства». Ясно же, что под покровом ночи в парк прокрались злоумышленники, отпилили, а может, второпях и просто отломили, как ломтики песочного печенья, три увесистые фигурки от основания, сложили в авоську и увезли в тайное место.
Лично я в эту историю поверила сразу и даже с большим удовольствием ощутила, как мною овладевает сладкий ужас.
Парк Гагарина вообще место зловещее, и не только благодаря своей скорбной истории, связанной с массовыми захоронениями жертв красного террора. Там и белки, доложу я вам как завсегдатай этого парка, довольно подозрительные – никогда не смотрят в глаза, сколько орехов и сухарей им не дай, умильно протягивая ладонь. Вполне, вполне могла банда этих белок утащить детские фигурки в свои закрома и спрятать там до лучших времён. Про иных посетителей парка я вообще молчу, видала я там, вопреки усиленной пропаганде физкультуры, таких персонажей, на которых с лёгкостью подумаешь, что они и сами только что восстали из могилы, чтобы доплестись до ближайшей рюмочной, да вдруг передумали и изменили маршрут с целью заложить свежепохищенную скульптуру в ломбард. Словом, молодец администрация парка Гагарина, правильно сделала, что разверзла над исчезнувшими детьми хтоническую бездну мрачных догадок. Так интереснее.
Потому я и удивляюсь, что про ладью – за которую, как я погляжу, после смерти Вагана Гайковича Каркарьяна и заступиться некому по-человечески – ничего такого не придумали. Нашли бы в себе силы стоически молчать до самого демонтажа – можно было бы потом плести любую чепуху, народ бы принял её с превеликой благодарностью, я вас уверяю, потому что больше всего на свете люди ненавидят скуку. Вот вы бы и рассказали нам что-нибудь этакое. Например, что в ночь на первое января 2017 года под шум петард и вспышки бенгальских огней ладья внезапно превратилась в гигантское яйцо, которое хрустнуло и осыпалось в реку. Или что одна из свадебных фотосессий на фоне ладьи повлекла за собой непредсказуемые последствия: стоило только невесте изогнуться в затейливой позе, рекомендованной фотосъёмщиком, как остов ладьи тронулся с места и вместе со всей процессией вознёсся в облака – вон, видите, до сих пор по северо-востоку области слегка штормит, а над линией горизонта тянется странный шлейф. Или принялись бы заклинать удивлённых горожан, что на самом деле ладья по-прежнему стоит на месте, а всеми нами просто овладел оптический морок, который не даёт нам её разглядеть.
Вот если бы вы, господа демонтажники и реконструкторы, сумели преподнести нам свой грандиозный проект таким образом, с вами согласились бы иметь дело не только Жак Деррида и Мераб Мамардашвили, но и многие другие люди, сохранившие, в отличие от вас, вкус к хорошему литературному сюжету. А вы только и знаете, что одно ломать, а другое на его месте возводить, будто бы это может согреть хоть чью-нибудь одинокую душу в нашем заледенелом городе.
Екатерина Спиваковская
Фото с сайта http://taburent.ru/ и Владимира Клещёва