В московском храме Ильи-пророка, расположенном в двух шагах от того самого места, где девять дней подряд десятки тысяч людей терпеливо выстаивали очередь к фрагменту Пояса Богородицы, испокон века хранится другой фрагмент этого самого Пояса, наделенный теми же исцеляющими свойствами, что и святыня из Греции
"Сначала я познакомилась с врачами, увидела, как они относятся к детям и сколько они отдают детям, как они борются с такими проблемами, которые можно было бы избежать очень даже просто. И понимая, что я могу быть неким таким проводником между детьми и врачами, и, не знаю, обществом, властью иногда, богатыми людьми и просто было бы стыдно не воспользоваться этой возможностью" (из интервью Чулпан Хаматовой "Новой газете" ).
Губа у наших кандидатов в президенты не дура. Добро бы они поступили как простые люди, навербовав себе в доверенные лица таксистов и школьных учительниц.
На митингах людьми овладевают сентиментальные чувства: все вчерашние враги и соперники неожиданно начинают брататься, ощущать единение, блогеры потом описывают пережитое так, словно впервые увидели своих соотечественников: "Было много хороших лиц".
Самое главное – не принимать эту жизнь близко к сердцу. Вот я читаю ленту новостей и вижу буквально следующую фразу в начале текста: «Проект "На коньках под куполами" вслед за Москвой будет реализован в более чем 40 епархиях Русской церкви». Ах, думаю я не без восхищения, какие же все-таки гении охмурёжа наши святые отцы. Уломали Илью Авербуха податься в православие. Теперь съемки проекта «Танцы на льду» пройдут в Храме Христа Спасителя. Но читаем дальше: «Договоренность об этом достигнута между Всероссийским православным молодежным движением и сетью катков «Русская зима». Как, значит, это не новость из области шоу-бизнеса и мы не поимеем счастья узреть обнаженный торс Никиты Джигурды на коньках под куполами? Досадно. Ниже следует вносящий ясность комментарий куратора «проекта» Константина Беремеша: "Сегодня в России катастрофически не хватает детско-юношеских спортивных объектов, практически нет бесплатных секций, а зачастую нет и простых физкультурных площадок. И сегодня можно говорить о том, что православная молодежь активно занимается этим - недавно организованный "православный каток" на Петровке является ярким примером, как Церковь в сотрудничестве со спортивной компанией помогает молодежи приобщаться к здоровому образу жизни".
Замечательно округлыми фразами, с применением любимого функционерского словечка «зачастую», куратор проекта пояснил, что авторы проекта взялись воплотить на практике античный лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Я к этой идее отнеслась с почтительным юмором, к чему и вас призываю. Не воспринимать же, на самом деле, всерьез заявления о том, что на православных катках снижается травмоопасность. Если бы на всем, что православное, снижалась бы травмоопасность только потому, что оно православное, тогда православные дети никогда в жизни не садились бы на иглу, а их православные родители не увлекались бы водкой, употребление которой, как всем давно известно, прямым путем ведет к повышению травмоопасности.
Кроме того, непонятно, как быть с катками иных религиозных конфессий. Пока что мусульмане, католики, иудаисты, буддисты и прочие неспешно обдумывают, открывать ли им свои катки, устроители православного катка сделали обидный для всех прочих религий вывод. Мол, у нас нетравмоопасно. Однако для репрезентативности этого утверждения в Москве следовало бы пооткрывать катки всех конфессиональных направлений, запускать людей разной религиозной принадлежности на разные катки, а уж потом выдавать на-гора статистику, где и почему безопаснее. Еще неизвестно, может, пророк Магомет окажется, на свою голову, более заботливым надсмотрщиком и навлечет на себя гнев уязвленных православных батюшек.
Это я так, утрирую насчет того, куда могут завести, в сущности, безобидные затеи Русской Православной Церкви. В общем, все мило и забавно – православный каток, гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные, я только не могу понять, отчего современную молодежь, даже и не суть важно, что именно православную, так и тянет придать своей деятельности средневековый оттенок. Тому же Всероссийскому православному молодежному движению цены бы не было, если бы оно совместно со спортивными организациями открывало катки по всей России, освящало бы себе на здоровье лед и при этом не делало бы никакого упора на узкоконфессиональный характер мероприятия. Какая связь между вероисповеданием и катанием на коньках? По мне, так вовсе нет никакой связи, разве что в очень широком смысле слова, поскольку и вера в Бога, и занятия спортом делают человека прекраснее и внутри, и снаружи. Хотя, прямо скажем, сам человек тут играет далеко не последнюю роль – вот у меня есть самые обычные друзья, которые веруют в Бога, никак эту веру не афишируя, но свет и тепло, исходящие от этих людей, не однажды делали мою собственную безбожную жизнь легче и радостней. И при этом сколько раз я видела служителей РПЦ, что живьем, что по ТВ, а что-то не исходит от них ни света, ни тепла, один мишурный блеск, который только глаз и режет. Их хоть на трижды освященный лед поставь, убедительно изобразить здоровый дух в здоровом теле им не удастся за отсутствием таковых.
Ну, а что лёд на катке освятили – это нормальный отголосок нашей с вами недавней действительности, когда детей крестили скопом, как на конвейере, а свежекупленный автомобиль БМВ освящали с таким же трепетом, как и колыбель новорожденного младенца. Я, правда, думаю, что сейчас эти времена вместе с малиновыми пиджаками и бычьими загривками владельцев этих автомобилей навсегда канули в Лету, и люди стали более осмысленно относиться к религиозным ритуалам, поэтому никакой особой злокозненности в освящении льда не вижу. С другой стороны, мне всегда казалось, что обычай делить людей – а с ними и школы, катки, театры, спортзалы и прочие светские заведения, - по религиозному или национальному признаку совсем не является показателем высокой культуры того общества, где этот обычай действует. Правда, сейчас подобное проявление мультикультурализма с моей стороны было бы освистано, ибо вышло из моды даже в странах с куда более продвинутыми формами демократии, чем в России, поэтому я лучше буду молча надеяться, что когда откроется первый православный каток, меня, махровую атеистку, пустят туда без каверзных вопросов.
Однажды мне рассказали историю про немецких студентов, которые оскорбились, что их мнением пренебрегли при проведении всенародного референдума, и вышли на улицы с акцией протеста. Референдум проводился среди взрослого трудоспособного населения Германии для того, чтобы выяснить, можно ли перевести супермаркеты страны на новый график работы. Почему-то во время подготовки опроса не учли такую важную категорию как студенты. И когда уже все было шито-крыто и результаты референдума огласили через прессу и телевидение, студенты забили копытом и сказали: а как же мы? Мы тоже хотим принять участие в решении этого архиважного вопроса! Правительство легкомысленно отмахнулось от студенческого возмущения, но не тут-то было. На следующий день аудитории вузов пустовали, зато улицы всех крупных городов Германии были забиты орущей молодежью. В конце концов, правительство страны пошло на попятный и провело повторный референдум, приняв во внимание студенческие голоса.
Вожди всегда любили пошутить. Говорят, когда на экраны вышел фильм Григория Александрова "Цирк", Сталин, лучший друг кинематографистов, по этому случаю собрал целый раут. Увидев Любовь Орлову, которая на экране выглядела настоящей голливудской блондинкой, а в жизни оказалась весьма хрупкой женщиной, великий вождь поинтересовался: "Почему вы такая худенькая? Он ( кивок в сторону Александрова, мужа Орловой) что, вас плохо кормит?". Актриса замялась на мгновение, подыскивая правильные слова для ответа, а Сталин, заговорщицки подмигнув ей, сказал: "Ну, ничего страшного. Мы его расстреляем", - и чарующе улыбнулся. Это была всего-навсего милая шутка - исследователи давно заметили, что вкус к меткому словечку Сталин приобрел уже в духовной семинарии.
"Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...
Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...
Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом..." (А.П.Чехов. "Ванька")