На днях я написал, что Россия – это болото, и на меня обрушился шквал всяких выражений. А посему продолжим эту тему
Но сначала надо бы заявить, что само болото мне нравится, оно красивое, и потом в нем родился я – это мне тоже очень нравится.
А теперь мне хотелось бы перечислить те качества болота, за которые я его особенно ценю. В это время читатель сможет соотнести их с качествами России и вынести свой собственный, обдуманный вердикт.
Болото очень красиво – я об этом уже говорил, но повторение лишним не будет – потрясающая смена красок, все оттенки зеленого, белого, серого, но вдруг что-то вспыхнет красным – багульник, например, и сейчас же на душе хорошо, и подумаешь: «Ну, до чего ж хорошо у нас на болоте!»
Болото коварно – никогда не знаешь, чем обернется следующий шаг. Стоя на окраине болота, переминаешься, прежде чем войти.
Никогда не известно, что происходит там, под поверхностью, какие там зреют процессы. Невозможно предугадать движение под этим великолепным зеленым ковром. Самому создателю болото непонятно – однажды запущенный процесс вроде бы идет сам по себе, и когда будет взрыв метана – не предусмотреть, поэтому управлять болотом можно, но совершенно бесполезно.
В болото всё утягивается, хорошо сохраняется и со временем все становится родным.
Кинул в него что-то очень нужное, революционное, меняющее все вокруг принципиально, в болото, а оно сделало так – бульк! – и затянулось снова – ни сучка торчащего, ни задоринки, будто не бросал ничего вовсе.
Болото всегда спит и всегда зреет. Это ощущается. Оно словно бы наливается внутренней силой, каким-то достоинством, достатком.
Болото неразделимо. Только вы собираетесь отрезать от него часть, а оно уже затянуло место разреза. Разделенные капли стекаются обратно, в единое целое, как капельки ртути.
На болото вас все время тянет. Если вы родились на болоте, то вам оно будет сниться – так возникает ностальгия по болоту, ее трудно, почти невозможно унять, все хочется еще и еще раз прикоснуться ко мху.
В болоте ничего нет, кроме торфа, и вся красота и внешнее богатство от него. То есть болото состоит из простой однородной массы – и в этом его сила. Болоту мало что надо, разве что надо много воды. Потребности болота мизерны, и в том его непобедимость.
Можно ли проскакать по болоту? Можно. Но только один раз. Все захватчики начинают очень бодро, а потом становятся все меньше и меньше. Чу! Ушли под мох и стали… болотом. Конечно, какие-то особенности захватчиков еще можно найти, но они такие претерпевают изменения – ни один родственник их не признает.
Болото неистребимо. Не родился еще тот человек, который победил бы болото.
Вот за это я его и люблю – свое болото.
Александр Покровский