?Готовьте ваши денежки
- Подробности
- Создано 05.07.2012 11:06
«Повышение тарифов на газ не должно превысить 15%, а на электроэнергию и тепло — уровень инфляции. Но и то, и другое, и третье не с 1 января, а с 1 июля», – обещал В.В. Путин, еще будучи премьером
В минувшее воскресенье было как раз – первое, и именно июля. И, несмотря на возражения думской оппозиции, полагающей, что для повышения тарифов в сфере ЖКХ нет экономических оснований, к этой дате были приняты все необходимые для повышения документы.
О том, в каких условиях теперь будет существовать потребитель голубого топлива, «Парку Гагарина» рассказала заместитель генерального директора СВГК (Средневолжской газовой компании) Наталья Бабенко.
ЦЕНЫ
– Итак, узаконено: с 1 июля россияне больше платят и за газ. И действительно на 15 процентов, Наталья Викторовна?
– Ожидалось именно такое повышение, но в этом году прирост будет предельно дифференцирован. Дело в том, что поменялась сама методика утверждения розничных цен для населения. Раньше у нас выделялось три группы потребления: приготовление пищи, нагрев воды и отопление, а также были приборы учета, и люди платили разные деньги за каждый вид потребления. В ближайшем же будущем отдельных цен на газ для тех, кто установил приборы учета, не будет. То есть, с одной стороны, государство стимулирует установку счетчиков, а с другой, говорит о том, что абонент должен начать реально экономить газ, поскольку цена и для него, и для “нормативщика” будет одна.
– А прежде «нормативщики» платили больше?
– В области разрыв был очень существенный. Плита без счетчика – это 6 рублей 19 копеек за кубометр. Cо счетчиком – 2,76. Разница более чем в два раза. И сегодня нужно все привести к общему знаменателю, при этом повысив уровень платежей для каждого абонента на 15%. Cделать это одномоментно сложно, поэтому изменение тарифов будет происходить поэтапно. Первый шаг сделан вот сейчас, с первого июля 2012 г.
– И что произойдет в июле?
– Пока дифференциация сохраняется. Абонент со счетчиком будет платить 3,20 вместо 2,76. Это почти 16 процентов прироста. Стоимость же газа, используемого на бытовые нужды, то есть плита – колонка, не меняется — 6,19. Цена за отопление вырастает с 2,93 до 3,49. Если же у человека есть газовая плита, газовая колонка и кроме этого газом он отапливает дом, гараж, теплицу и баню, то платить за кубометр будет 3,49.
– А до этого как платил?
– За отопление 2,93, а за плиту и колонку – 6,19. Цифра 3,49 – это новшество. В будущем планируется еще одно, связанное с объемами потребления. И суть его в том, что, чем больше ты потребляешь, тем меньше платишь. Например, до 1000 кубов в год – одна цена. От 1000 до 5000 – ниже. Ну и так дальше, в обратной прогрессии.
СБОРЫ
– А как у нас, Наталья Викторовна, с платежной дисциплиной?
– Речь не идет о 100%, но, наш взгляд, сборы достаточно высокие: 96,4% и 96,7% соответственно по итогам 2009-го и 2010-го годов, 93,5% – в 2011-м. И это при том, что применять дополнительные меры для активизации платежей мы начали лишь в прошлом году, когда у нас с уходом одного из крупных промышленных абонентов обострилась финансовая ситуация.
– Что за меры?
– Ну, скажем, плановые начисления. Ни для кого ведь не секрет, что граждане, имеющие приборы учета, не всегда своевременно передают поставщикам показания счетчиков и производят оплату. Это не обязательно говорит о недисциплинированности, просто людям удобнее платить не ежемесячно, а раз в квартал, положим, или раз в полгода. Но закон позволяет нам в этом случае самим производить начисления. До 2011-го они регламентировались нормативом, с 2012-го стало возможным начислять по среднему в первые три месяца отсутствия показаний. С прошлого декабря мы начали применять такую систему, и это еще более дисциплинировало потребителя. Но хотелось бы, чтобы люди понимали: это ни в коем случае не штрафы, а лишь способ учета газа. Как только к нам поступают реальные показания, тут же делается перерасчет, и начисления производятся за фактически потребленное количество газа в соответствии с показаниями прибора учета.
– Как поступаете со злостными неплательщиками? Или злостных у вас нет?
– Увы, есть. В прошлом году мы оформили 6,5 тысячи исковых заявлений. И были приняты судебные решения в нашу пользу. Но исполнение – на уровне 50 процентов. Очень трудно взыскать, хотя и есть случаи, когда уже само обращение в суд производит на должника впечатление, и он погашает долг до судебного рассмотрения.
– А такую меру как отключение газа применяете?
– Второй год. Но мне хотелось бы, чтобы вы и ваши читатели уяснили: перед нами не стоит задача подвергнуть человека какому-то наказанию. Обстоятельства бывают разными, мы это понимаем и идем навстречу, практикуя те же соглашения о рассрочке. В 2011 году планировалось к отключению 14 тысяч неплательщиков (и это только частный сектор), но половина из них погасили долги сразу, как только получили сообщение о санкции, которую мы намерены применить. И реально были отключены приборы 1965 абонентов. Это ведь на Западе: нет денег – нет газа. А у нас отключение – очень сложная процедура.
АБОНЕНТ
– А сколько самарцев пользуются услугами СВГК?
– Всего в области порядка миллиона газовых абонентов. 911 тысяч – наши. И количество их растет ежегодно. Обычно в результате дополнительной газификации. Но с 2010 по 2011 годы число увеличилось за счет того, что мы забрали на прямые договоры жителей Тольятти, которые раньше платили за газ через управляющие компании.
Меняется, впрочем, не только количество абонентов, но и их качество. Закон об энергоэффективности и государственная программа по установке приборов учета, реализация которой сдвинута, если вы не в курсе, на конец 2015 года, очень сильно повлияли на структуру потребителя наших услуг. Произошел резкий прирост абонентов с приборами учета. Только за 2 последних года 100 тысяч было установлено, и в результате из 911 тысяч клиентов СВГК счетчики имеет 381 тысяча. И это не только село, где газом отапливаются. Это и город, где газ в основном используют для приготовления пищи и подогрева воды. Понятно, что тут объемы потребления иные, но, тем не менее, люди ставят приборы учета.
– Экономия реальная?
– Наиболее ярко она проявляется в квартирах, где стоит только плита. Там, где стоят и плита, и колонка, экономии, как правило, не наблюдается или она минимальна. Объясняется это тем, что норматив потребления газа водогрейным прибором наиболее близок к реальности.
– Но все равно со счетчиком лучше, чем без счетчика.
– Не все так считают. Существует ведь два вида абонентов. Абоненты, которые потребляют меньше норматива. И абоненты, которые выходят за рамки норматива. Как правило, это те, кто “сидит” на плохих отопительных сетях, греется “кирпичами”, несанкционированно подводит газ к теплицам. И вот они-то не бегут устанавливать счетчики.
В результате поставщик несет убытки, потому что выставить счет за сверхнормативное потребление некому: одни абоненты платят по счетчику, и тут идет экономия, другие, отбирая больше нормы, – по нормативу. В связи с ростом количества приборов учета возникают проблемы не только с учетом реальных объемов газа, но и с реализацией контрольных функций. Дело в том, что мы должны осуществлять проверки всех этих приборов учета. И справляться существующими силами, поскольку дополнительных затрат позволить себе не можем. А 400 тысяч приборов – это совсем не то же, что 300, согласитесь. Плюс ко всему, манипуляции с этими самыми приборами. Вот мы с вами говорим об экономии, которую получают граждане, установившие счетчики, а надо иметь в виду, что получается она еще и в результате вот этих самых манипуляций. Приборы, которые выпускают в нашей стране, даже при том, что выпускается их не более полумиллиона в год, крайне несовершенны и предоставляют массу возможностей для вмешательства. Кулибиных же у нас в народе тьма, и работают они не только на себя, но и на того парня. И настолько изобретательны, что бороться с ними ну, очень трудно. А есть ведь еще такая беда как самовольные подключения. И мало того, что мы в этом случае недополучаем как поставщики газа, аварийная ситуация осложняется.
– Какие меры сегодня применяются к такого рода нарушителям?
– Несанкционированные подключения дополнительного газового оборудования, вскрытие пломб на газовых приборах, не важно – пломбы это СВГК, или завода-изготовителя, в первую очередь влекут за собой начисления за предыдущие 6 месяцев, либо с момента последней проверки, если она укладывается в рамки этих 6 месяцев. Ну и если это “самоволка”, то однозначно – отключение, и тут уже вне зависимости от того, зима на дворе или лето.
– А вот я слышала, уголовные дела по таким фактам возбуждаются.
– В принципе это уголовно наказуемое деяние, и в прошлом году таких дел по инициативе СВГК было возбуждено 78. Но дело возбуждается лишь только в том случае, если ущерб превышает некую оговоренную законом сумму. Сегодня это 250 тысяч рублей, и в этом году такого ущерба СВГК еще никто не нанес. И, слава Богу, потому что нам, повторюсь, совсем не хочется прессинговать людей.
ОПЛАТА
– Цены растут, должно, полагаю, расти и качество услуг. На мой взгляд, очень удобна система виртуальных расчетов. Как у вас с этим?
– С апреля прошлого года с этим сервисом работаем. И есть два сайта, где вы можете такой расчет произвести – сайт СВГК и сайт Самарагаз. Сейчас, правда, в связи с тарифными изменениями там идут работы, но можно, введя номер лицевого счета, зайти на личную страницу, посмотреть нет ли задолженности. Можно, введя показания счетчика, рассчитать автоматически сумму оплаты. И, если у вас есть карта Visa илиMasterCard, оплатить. Платежи приходят к нам в течение 10 дней, поэтому не стоит пугаться, если на следующий день на вашем лицевом счете внесенная сумма не появится.
– Многие пользуются терминалами для оплаты услуг. В частности услуг ЖКХ. А вот за газ посредством терминала не рассчитаешься.
– О каких терминалах вы говорите? Если о банковских, то мы работаем с Газбанком, Волго-Камским банком, банком «Солидарность». Что касается не банковских терминалов, то мы обсуждали эту возможность, но пока решили воздержаться. Не секрет, что многие фирмы, работающие на этом рынке , представляют собой конторы типа «Рога и копыта» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. А мы не можем рисковать деньгами своих абонентов, да и своими тоже. Ну и потом там комиссия достаточно высокая.
– Последний, Наталья Викторовна, вопрос. Связан он с тем, с чего мы начали с вами разговор – с тарифами. Есть такой депутат в Госдуме, эсер Оксана Дмитриева, экономист в миру. Так вот она считает, что никаких экономических оснований для повышения тарифов нет. По ее расчетам, с 1992 года тарифы росли в 24 раза быстрее, чем цены, и у естественных монополий накоплен огромный запас по цене по отношению к издержкам. И то, что естественным монополиям, по заявлениям их руководства, не хватает инвестиций, это вопрос не ценовых ограничений, а вопрос сверхвысокой заработной платы, раздутой численности, откатов, неоправданного аутсорсинга, мультипликации аффилированных структур. Вы можете как-то политику возразить?
– Ну начнем с того, что решение о повышении тарифов – это решение правительства, и было бы логичнее задавать такой вопрос его представителям. Да и говорить от имени естественных монополий я не имею права – у меня нет таких полномочий. Я могу лишь сказать о ситуации в СВГК. Средняя зарплата у сотрудников нашей компании ниже, чем средняя зарплата по области. И вот уже два года, как она не повышается – у компании нет на это денег. И это при том, что мы существуем не только за счет транспортировки газа, обслуживания трубопроводов и оборудования. Мы используем любую возможность заработать. Ищем на рынке подряды строительства газопроводов, устанавливаем газовое оборудование, ведем обучение. Денег не хватает. И уже пошел отток специалистов. И мы свернули часть социальных программ. И самое, пожалуй, печальное – вынуждены были снизить темпы ремонта и реконструкции газовых коммуникаций.
Расспрашивала Светлана Внукова
Опрос
К чему приведет массовый запрет на курение с 1 июня?
Результаты: 664