Бывшего генерального директора ОАО «Самарский резервуарный завод» («СРЗ») Сергея Богданова осудили за то, к чему он вряд ли мог быть причастен
Сергей Богданов, бывший депутат городской думы, с 19 января 2009 года по 16 апреля 2010 работал генеральным директором ОАО «Самарский резервуарный завод». Вероятно, согласился он на эту должность по просьбе тогдашнего собственника завода Андрея Ищука, в «команду» которого входил. Ищук - один из владельцев одной из трех самых влиятельных в то время финансово-промышленных групп в области: Волгпромгаз (бенефициар Владимир Аветисян), СОК (бенефициар Юрий Качмазов) и Волгобурмаш (бенефициар Андрей Ищук).
Несколько позже «Волгобурмаш» (ВБМ-групп) в силу известных обстоятельств (связанных с бывшим губернатором области Владимиром Артяковым) был продан Ищуком сенатору Сергею Мамедову, а тот затем перепродал часть активов известному самарскому бизнесмену Александру Швидаку.
В течение короткого времени после покупки группы Швидак поменял основных руководителей. В том числе генерального директора ОАО «СРЗ». Новым гендиректором стал обладатель очень значимой фамилии — Путин. Игорь Александрович Путин, дальний родственник президента. Он не очень известен как видный предприниматель, но, тем не менее, его довольно часто зовут на значимые должности. Видимо, из-за фамилии, которая сама по себе помогает решать вопросы в правоохранительных и властных структурах.
Богданов был уволен 16 апреля 2010 года. Путин в этот же день назначен. Незадолго до увольнения Сергеем Богдановым был подписал ряд договоров об отгрузке продукции (металла) в адрес нескольких фирм. Договоры предполагали предоплату - либо 100-процентную, либо 50 процентов. Но 50-процентную предоплату давали только тем компаниям, с которыми СРЗ уже неоднократно работал ещё до появления Сергея Богданова в роли гендиректора. Однако отгрузка продукции вплоть до последнего дня работы Богданова не производилась. Не было оплаты.
Вывоз продукции по этим договорам начал осуществляться с 17 по 30 апреля 2010 года. Днем позже после увольнения Богданова с поста генерального директора. Хотя оплаты за продукцию так и не было. Таким образом, отгрузка металла производилась в его отсутствие, и к вывозу её он иметь отношения уже не мог. Но «крайним» суд посчитал именно его. 21 октября решением Куйбышевского районного суда Сергей Богданов был приговорен к трём годам лишения свободы в колонии общего режима. 28 января апелляционная инстанция областного суда подтвердила приговор.
В суде первой инстанции практически все свидетели показали, что были осведомлены о том, что с 16 апреля 2010 года Богданов гендиректором не являлся. Следовательно, его указания исполнять они не были должны. Однако, как посчитал суд, отгружать металл начали именно по его воле.
Отправляли продукцию в том числе и ООО «Волгагруз», которое, как ни странно, базировалась на площадке резервуарного завода. Почему эта фирма нашла пристанище именно на территории ОАО «СРЗ»? С этой компанией у СРЗ давние отношения, судя по показаниям свидетелей в суде. Не исключено, что фирма могла использоваться для вывода активов СРЗ и до появления Богданова на должности гендиректора. Возникает вопрос: кто, кроме владельцев предприятия, мог допустить размещение чужого юридического лица на территории завода?
Кроме того, вызывает сомнения и то, что Богданов по собственной воле подписал эти злосчастные договоры. Всё-таки он был наёмным менеджером и без санкции владельцев предприятия вряд ли мог позволить себе подписывать документы на многомиллионные сделки. В протоколах судебного заседания есть показания Богданова о том, что указание подписывать эти договора давал ему Александр Швидак. Подтверждать либо опровергать его показания в суде не удосужились. Посчитали, видимо, что это не важно.
Также в ходе суда, который приговорил Сергея Богданова к трём годам лишения свободы за «хищения», из показаний свидетелей выяснилось, что о вывозе продукции новый гендиректор Игорь Путин не мог не знать.
Но вот что интересно: Игорь Путин был опрошен в ходе предварительного следствия, а в суде не появился. Его якобы не смогли найти. Хотя известно, что Игорь Путин сразу же после назначения и.о. гендиректора уехал в командировку. 17 апреля 2010 года. Потом он СРЗ покинул, поработал в правлении «Автовазбанка», позже перебрался на новую руководящую должность, уже в другом регионе. В общем найти этого человека совсем не сложно. Было бы желание. Или такого желания не было? А ведь он — один из ключевых свидетелей по делу Богданова. Он мог бы пояснить, известно ли ему было о вывозе металла, а если известно — то почему он не воспрепятствовал этому. Кстати, в суде свидетели говорили, что Игорь Путин сам лично собрал начальников подразделений завода 16 апреля и оповестил их о том, что Сергей Богданов больше не является гендиректором. Свидетель Игорь Крзаков (заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ОАО «СРЗ»): «16.04.2010 года, после обеда, Путин И.А. собрал всех начальников отделов и цехов и сообщил, что Богданов С.В. снят с должности генерального директора ОАО «СРЗ» и временно исполняющим его обязанности назначен Путин И.А. О смене руководства завода знали все сотрудники. Все отгрузки металла согласовывались с новым руководством, список организаций (в адрес которых отгружался металл — Ред.) проверялся каждый день».
Между прочим, Богданова, подписавшего несколько договоров на общую сумму 72 млн рублей (это та сумма, которая вменена ему судом), пытались обвинить в доведении ОАО «СРЗ» до преднамеренного банкротства. При том, что общие долги предприятия к тому моменту составляли несколько миллиардов рублей и 72 млн вряд ли могли существенно повлиять на ситуацию. Кроме того, Богданов в своей кассационной жалобе пояснил, что был уволен в связи со своим нежеланием принимать участие в процедуре преднамеренного банкротства завода, с целью которого, собственно, и выводились активы предприятия.
Стоит отметить и еще один факт, также указанный на судебном заседании: 16 апреля 2010 года новым руководством ОАО «СРЗ» был издан приказ № 154, запрещающий доступ С.В. Богданова на завод и ограничивающий ввоз и вывоз продукции с предприятия. Так каким же образом Сергей Богданов мог, по мнению суда, организовать вывоз металла в период с 17 по 30 апреля? И за что он должен три года провести в колонии?
Если допустить, что Богданов обладает способностями Бэтмена или Супермена и вывоз продукции организовал именно он, то возникает еще один вопрос. Ну организовал 17 апреля, но отпускалась продукция вплоть до 30 апреля. А где была новая служба безопасности, приступившая к работе за день до начала вывоза металла с завода, где были другие должностные лица, ответственные за происходящее? Где был, в конце концов, человек с говорящей фамилией? Не дал суд на эти вопросы ответов.
Кстати, пробыл генеральным на СРЗ Игорь Путин совсем недолго. Когда вывезли с завода все, что вменяется в вину Сергею Богданову, покинул пост и Игорь Александрович. Если допустить совсем уж конспирологическую версию, то создается впечатление, что именно для прикрытия этой сомнительной во всех отношениях акции и нужен был Путин. Вопрос, кому?
Напоследок вспомним бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, недавно амнистированного. Ему вменялись растраты на суммы гораздо большие, чем Сергею Богданову. И не из какого-то частного завода, а из кармана государства. Тем не менее экс-министр амнистирован а бывший гендиректор резервуарного завода - в колонии. Может быть, вся подноготная кроется в суммах? Или в других не доступных простому смертному мотивах правосудия в нашей стране?
Защита Сергея Богданова, как и он сам, надеется что президиум Самарского областного суда, куда подана кассационная жалоба, сумеет детально разобраться в произошедшем, ответит на все оставшиеся после заседаний суда первой инстанции вопросы, установит истину и восстановит справедливость.
Владимир Мартыщенко