«Девяносто четвертого» уничтожить!
- Подробности
- Создано 09.01.2014 10:59
Ну, вот и начался Год культуры. Начался с череды отстранений от должности (и уходов с должности) нескольких ключевых фигур художественной культуры, но об этом или позже, или, как говорится, никогда: я – оптимист и до последнего верю, что умные одумаются, а дураки остерегутся. Но кроме потерь «человеческого капитала» нам явлены и потери материальной культуры, с которыми разобраться будет куда сложнее и затратнее
И связано это, к сожалению, с торопливостью при приведении города в порядок, удовлетворяющий высоким требованиям, извините за выражение, мундиаля.
Начали латать улицу Куйбышева. И пока большинство нерадивых съемщиков и владельцев особняков раздумывают, как бы погаже исполнить наложенные на них литургии, у несчастного адреса «Улица Куйбышева, 94» появились крыша, стены и окрас.
Дом безвестного мещанина Е. Г. Долгушина, отнесенный в 2001 году к вновь выявленным объектам культурного наследия, фактически уничтожили под маркой «реставрации с приспособлением» и на его месте отстроили халабуду, смотрящуюся на фоне соседних зданий эпохи модерна как привокзальный нужник.
Года полтора назад, когда экскаватор только начал хозяйничать во дворе, образованном двумя памятниками: федеральным (Волжско-Камский коммерческий банк, в котором разместился областной художественный музей) и региональным (дом купца Егорова, известного ныне как Дом кино), я писал о чудовищном фарсе с разрешениями на возведение четырехэтажного монстра на месте скособоченной хибары, в которой последнее время располагался магазин косметики и парфюмерии.
Сейчас бессмысленно повторять те благоглупости, которые я выслушал от чиновников множества разнообразных ведомств и контрольных органов. Все уверяли меня, что разрешения на вандализм даны при строжайшем соблюдении закона и, когда проект воплотится в стройматериалах, я ахну от восхищения и смелости творческого замысла.
Проект воплотился, и я действительно ахнул. Никаких примет стиля: аккуратненькая серенькая штукатурочка, из украшений фасада – белые гипсовые шары, какими в своё время славились туалеты купеческих ресторанов.
Цвет, конечно, можно изменить, и шары на поверку могут оказаться не гипсовыми, только объект как принадлежал эстетике практицизма и целесообразности, так в ней и останется. Он мог бы, думаю, даже украсить просторы, например, шоссе энтузиастов чего-либо или переулка без имени, но не улицу с особняками из всех отечественных архитектурных каталогов.
Бывшее двухэтажное здание теперь – о четырех этажах (выше, чем дом Егорова) и с кубатурой, увеличенной раза в три-четыре. Стык в стык с памятниками, у которых – по закону – должна быть определена охранная зона, в которую такие строения не могут быть допущены ни по каким законам, правилам и понятиям, а все «архитектурные изыски» новоделов должны гармонировать с памятниками.
Ландшафт вообще должен быть гармоничным. Даже в городе и тем более возле объектов особой государственной охраны. И это не прихоть, не блажь: «Хочу жить в музее». Это единственно возможное отношение к истории, которое должно было бы стать повсеместным после Года истории, и отношение к повседневной культуре – основной компоненте Года культуры. Если говорить языком канцелярским.
Я не пишу о всяческих мелочах вроде того, что Дом кино оставили вне нормативов пожарной безопасности. Я – о другом.
Господа самарские блогеры, оставьте на время без своего пригляда Ходорковского и Pussy Riot! Давайте начнем кампанию за снос здания по адресу. Это как-то делается в Сети: подписи, требования. Меня регулярно беспокоят незнакомые волонтеры – низкий поклон им за это – напоминая то о начавшемся движении против убийства бездомных животных, то о необходимости снижения платы за посещения музеев.
Техникой этой операции вы владеете лучше, а Власть без этого ничего делать не будет. Если мы и в этот раз промолчим – раздолбают главную улицу старой Самары и метаться будет поздно. Нужен один снос, и хоть в России нет прецедентного права, присмиреют радетели. Вот увидите – присмиреют.
Виктор Долонько
Рисунок Сергея Савина
Отстой, или «Самарские подснежники»
Журналист Андрей Федоров, который директор «Коммерсанта в Поволжье», поднял на своей странице в Фейсбуке тему брошенных машин
Опрос
Если мэр города не справляется со своими обязанностями, его следует:
Результаты: 322