Уроки диссидентства, или Как я искал национальную идею

Создано 28.02.2012 12:15


В конце прошлой недели, с 23 по 25 февраля, проходила Европейская школа.

Такую школу проводит четыре раза в год в разных уголках нашей страны российское представительство Евросоюза в рамках проекта «ЕС-Россия».

Цель Еврошколы — собрать вместе молодую интеллектуальную элиту региона и обсудить злободневные для России и стран Евросоюза политические проблемы. Среди тем, которые предложены для обсуждения: «Отношения России и Евросоюза: взгляд из Брюсселя и Москвы»; «Политические последствия кризиса в Европе: почему падают правительства?»; «Вступление России в ВТО, инвестиции и другие императивы модернизации»; «Российское общество и выборы: взгляд изнутри и извне» и другие.

В Самаре в сессиях Еврошколы поучаствовали 27 студентов и аспирантов вузов Приволжского федерального округа. Читали лекции и вели семинары как иностранцы, так и наши специалисты, в частности, глава отдела прессы и информации Представительства ЕС в России Сорен Либориус, руководитель проектов отдела прессы и информации Представительства ЕС в России Андрей Касьяненко, первый советник Посольства Италии в Москве Стефано Раваньан, директор по развитию НП «Круглый стол промышленников по сотрудничеству с ЕС» Андрей Журавлев, социолог «Левада-Центра» Борис Дубин, шеф-редактор информационного агентства «ВолгаИнформ» Людмила Котова.

«Парку Гагарина» представилась возможность посетить одну из сессий Еврошколы, посвященную самой актуальной на сегодняшний день теме «Российское общество и выборы».

Ты что, лучше других?

Начался семинар с доклада Бориса Дубина, руководителя отдела социально-политических исследований аналитического центра Юрия Левады. Говорил Борис Владимирович о современном гражданском обществе и перспективах его появления-становления в нашей стране. Увы, исходя из речи докладчика, перспективы эти не слишком радужные. Так, тремя китами, на которых стоит общественная модернизация, по мнению социолога, являются самостоятельность, состязательность и солидарность. При этом Борис Дубин заверил пытливые умы, что последние два постулата вовсе не исключают, а наоборот, дополняют друг друга.

К сожалению, судя по опросам, проведенным Левада-Центром, о самостоятельности (что подразумевает стремление реализовать свои личные ценности) в России говорить рано. Абсолютное большинство наших соотечественников до сих пор предпочитают оставаться в стороне от решения общественно-политических проблем, безоговорочно доверяя собственные судьбы власти. При этом хрестоматийные и до боли знакомые каждому фразы «лишь бы не стало хуже» и «вдруг отнимут даже то, что еще осталось» - два главных аргумента пассивной позиции.

Причин принятия существующего общественного порядка у людей много, но у каждого они схожи. Идет все из детства. Борис Дубин привел в качестве примера наставления, которые каждый слышит в лучшем случае начиная со школьной скамьи, а в худшем — сразу от родителей. «Ты что, лучше других?», «тебе что, больше всех надо?», «сиди и не высовывайся» - правда, знакомо? Увы, при таких фундаментальных наказах с самого раннего возраста и вправду нелегко вырасти самодостаточной личностью - с собственной твердой и трезвой жизненной позицией. В качестве альтернативы докладчик привел диаметрально противоположную установку, которую внушают европейским детям. «Ты самый лучший! Ты сможешь все!» - по-моему, после таких слов действительно куда проще поверить в собственные возможности.

При этом забавно, что даже те 80% взрослого населения, которые вроде как смирились с нынешней ситуацией в стране, все равно остаются ей недовольны. Разница лишь в отношении. Благодаря своему осознанному безучастию они могут позволить себе хаять правительство на кухнях, считая его виноватым, вместо того, чтобы задавать самим себе неуютные вопросы типа: «А что сделал я, чтобы жить стало лучше?»

Еще одним способом компенсировать комплекс социальной неполноценности является муссирование прежних заслуг страны. Излюбленные темы: победа в Великой Отечественной войне и полет первого человека в космос. А ведь действительно, куда легче принять несовершенства своей Родины, если помнишь о былом ее величии. Вот только дальнейшему развитию государства это вряд ли поможет, если не наоборот.

Шепот среднего класса

Много в последние годы стали говорить и о так называемом среднем классе. В идеале в современном обществе он является гарантом стабильности и определяет курс его развития. Именно представители среднего класса в развитых странах голосуют, формируют спрос, работают и зарабатывают. Так вот, по данным Левада-Центра, в России среднего класса почти нет. Людей, подходящих под его описание, если сравнивать, к примеру, со средним классом Германии в 2008 году, у нас сегодня от 4 до 6%.

Тем не менее 10-20% населения в России все-таки имеет собственное мнение о «текущем моменте» и не принимает сложившиеся в стране порядки. Но и они до недавнего времени ощущали свою уязвимость, отсутствие сплоченности и не были способны выступить двигателем к построению современного общества. Некоторые изменения начались лишь сравнительно недавно. Сначала меньшинство от тех самых 10-20% поняло, что находится в тупике. Перспектив нет, зато есть четкое осознание, чего эти люди хотят достичь. Следующим «просветительским» толчком стал мировой кризис. Если раньше недовольные своим положением могли хотя бы уехать из страны, то теперь в других государствах их стали принимать не так охотно — везде хватает и своих проблем.

Сплоченности прибавили Интернет и 24 сентября прошлого года. Именно тогда российские премьер и президент объявили о предстоящей рокировке. Именно тогда думающий народ понял, что последние четыре года его банально водили за нос. Именно тогда чаша человеческого терпения переполнилась, и люди почувствовали себя действительно оскорбленными. А современные информационные технологии позволили этим гражданам в кратчайшие сроки узнать, что схожие эмоции испытывают многие. Вскоре, как логичное продолжение, началась череда протестных митингов.

Кстати, о составе оппозиционеров. Борис Дубин рассказал, что, согласно их опросам, это далеко не молодежь. Молодежи лишь 17%, а основная масса протестующих — люди от 25 до 39 лет и старше. Кроме того, это не самые богатые соотечественники, так что ни о какой «революции в норковых шубах» кричать не стоит. В основном нынешние митингующие могут позволить себе приобретать продукты первой необходимости, неплохую бытовую технику и одежду, а вот, к примеру, автомобиль купить способны лишь четверть из них.

Именно эти люди, по мнению социолога, обладают солидарностью - солидарностью в своем чувстве собственного достоинства. Они выходят на площади с запросами на будущее. Они могут уважать прошлые заслуги России, но не готовы жить лишь ностальгическими воспоминаниями.

А нужен ли «особый путь»?

После доклада студенты Еврошколы с азартом принялись его обсуждать. Многие возмущались: «Как же так?! Не может быть, чтобы абсолютному большинству было наплевать на собственное будущее». Слушая их, я радовался. Мне становилось ясно, что вот оно и выросло поколение, которое может в ближайшие годы сформировать тот самый средний класс, которое построит-таки современное общество в России.

Но, похоже, запал даже лучших представителей нашего молодежного авангарда пока выражается лишь в словах. Это стало ясно, когда собравшихся спросили, кто из них лично побывал на митингах протеста. Руки подняли единицы. Оставшиеся мотивировали свое нежелание выходить на площади либо опасениями, что митинг разгонят, либо отсутствием веры в эффективность подобных мероприятий.

Зато, по мнению юных пассивных энтузиастов, эффективно было бы найти наконец национальную идею, которую вот уж сколько лет ищут и все не могут найти их более старшие товарищи. Представления об «особом пути» России у студентов разошлось. Одни предлагали ввести культ русского языка внутри страны; другие — создать внутри государства атмосферу заботы о людях, культивируя ее с самого детства через систему образования и так далее; третьи и вовсе беспокоились, как бы, найдя эту идею, мы не повторили опыт гитлеровской Германии.

И вроде бы мысли-то были верные, причем у всех. Вот только подход мне лично остался непонятен. Разве не является естественным любить и уважать тот язык, на котором ты разговариваешь? Неужели для заботы государства о гражданах необходимо провозгласить и узаконить некую национальную идею? А в противном случае оно что, может продолжать вытирать о нас ноги? По-моему, все, что приводит к созданию современного общества - общества, в котором люди уважают друг друга и искренне любят свою страну, теоретически давно известно. Другое дело — будет ли это знание реализовано на практике. Ведь если до сих пор власть плевала на народ и заботилась лишь о личном благополучии, то наивно полагать, будто что-то изменится, когда мы определим и застолбим на бумаге спасительную национальную идею. Мне кажется, что если такая идея и должна существовать, то лишь в голове у каждого гражданина. Причем существовать непременно, и у каждого — своя. Самое же главное — не стесняться заявлять о ней публично, да так громко, чтобы ее услышали не только соседи, но и власть. Вот такой урок лично я вынес с семинара. Не думаю, что после этого я стал диссидентом. Но членом общества, от которого зависит многое, себя почувствовал.

Дмитрий Караулов

Social Like
АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42