Самара. Обстоятельства места

Создано 11.07.2012 09:50

От телевидения сегодня никто не ждет особенных открытий. Как, впрочем, и от российского вообще.

К сожалению, почти утеряны традиции качественной телевизионной документальной, просветительской журналистики. Постоянный уклон в сторону скандальных шоу, низкопробной поп-культуры или сервильных «отчетов об успехах» не предусматривает вдумчивого разговора о людях, о культуре, о смысле жизни и вечных ценностях.

Тем приятнее появление документального фильма «Самара. Обстоятельства места» на ТРК «ТЕРРА». Фильм, созданный Аллой Волынкиной и съемочной группой «ТЕРРЫ» - из таких, каких давно не видно на наших телеэкранах. Фильм о милой, красивой, жизнелюбивой Самаре, которую мы теряем с каждым днем. Теряем даже не по злому умыслу, а в силу собственной лености, неумения и нежелания беречь драгоценное наследие, или в силу чрезмерной спеси и самомнения чиновников разного ранга, или в силу довлеющих ценностей «мира чистогана»...

Самара. Обстоятельства местаФильм — краткий обзор гибнущих памятников архитектуры и культуры и размышление на тему: как так получается, что все говорят о сохранении культурного наследия, а оно, наследие это — исчезает с каждым днем. Здесь и реставрирующийся с «времен Очаковских и покоренья Крыма» особняк Шихобаловых («дом с атлантами»), и знаменитая Фабрика-кухня, и дом Маштакова — прекрасный, но сильно обветшалый деревянный особняк на улице , и перенесший несколько пожаров особняк Наймушина на улице Степана Разина (бывш. Вознесенская) и многое другое. Такой вдумчивый взгляд на Самару нужен. Ведь когда мы мучительно перебираем в памяти, что достопримечательного можно показать, например, гостям города, все заканчивается походом на набережную или «к ракете» на пр. Ленина. Собранные вместе, в одном фильме яркие памятники заставляют вспомнить, что даже с учетом громадных потерь последних лет Самаре еще есть чем гордиться. Просто мы, самарцы, спокойно проходим мимо, идем своими ежедневными маршрутами, не вглядываясь в эту красоту, не вдумываясь. А фильм «Обстоятельства места» как раз и заставляет остановиться, посмотреть, понять. Не случайно с печальными историями гибели памятников в последние годы соседствуют истории людей, благодаря которым эти памятники когда-то появились. Если этого не знать, не складывается общая картина, не получается единого полотна. И, конечно, абстрактным памятником архитектуры, оторванным от истории, от городской легенды, гораздо легче, психологически легче пожертвовать.

Кстати, очень к месту в фильме оказались мнения архитекторов, искусствоведов, психологов. Особенно психологов — ведь нежелание сохранять красоту ушедших времен это явное свидетельство психологических проблем горожан. Мы не ощущаем себя дома, не чувствуем хозяевами: ни города, ни улицы, ни даже двора. Как сказал доцент СамГУ Сергей Березин, городское пространство не освоено нами, оно воспринимается как чужое, неуютное. И еще отметил очень важную вещь: все представители власти, которые по долгу службы обязаны отвечать за сохранение культурного наследия, много рассказывают о планах работ до 2015, до 2017, до 2020 года. И создается видимость, что будто бы те, «кому следует» и в курсе всех проблем, и даже работают над их решением. Да только правильно замечает Сергей Березин: «Тот, кто все откладывает на потом, не живет сейчас». Вот наши чиновники — из всевозможных «культуроохранных» структур — они не живут. И культура не живет, мы только слышим постоянно, как она заживет через год, пять, десять... И люди не живут, потому что — сначала добыть кусок хлеба, а потом думать о культуре, об историческом наследии... Но кусок хлеба добывается с таким трудом, что все остальное постоянно откладывается «на потом». Не случайно на последних кадрах на экране всплывает вопрос «Самара. Город, которого нет?».

Но смотришь этот по-настоящему интересный и хорошо сделанный фильм, и в голову приходит мысль: его бы показать нашим чиновникам, от мала до велика. Может быть, тогда проснется в них что-то, что позволит не хвастаться отчетами и планами, не перебирать бумажки, а приступить хоть к каким-то действиям по спасению того, что необходимо спасти?

Роман Хахалин

Комментарий

Алла Волынкина:

- В последнее время, после волны интереса к сохранению историко-культурного наследия, эта тема опять как-то «ушла» из общественного внимания, стала фоновой. Но проблема-то осталась. Об этом и фильм. Очень бы хотелось, чтобы он как-то вновь пробудил общественный интерес к этой теме, чтобы он стал поводом для возвращения к ее широкому обсуждению: что могут сделать простые жители города, что в состоянии предпринять власть для сохранения того наследия, которое еще осталось. Честное слово, хочется, чтобы наши потомки лет через 50 или 100 думали о нас по меньшей мере с симпатией.

 

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42