Казнить нельзя помиловать

Создано 12.10.2012 13:09

 

.

Идея музея деревянного зодчества, о необходимости которого твердят патриоты Старой Самары, получила шанс воплотиться

На выездном совещании в Самарском районе глава города заявил: «Мы хотим создать музей деревянного зодчества, демонтировать и перевозить туда элементы, представляющие ценность, а с домов снимать обременение культурного наследия». По утверждению освещавших совещание медиа, к такому решению мэра подвигла ситуация, в которой оказались обитатели особенно ветхих образцов: «жить в таких домах невозможно, отреставрировать в ближайшие годы вряд ли удастся», но и снести, отселив людей, нельзя — не позволяет статус памятника.

Мэр высказался на сей счет 5 октября, а двумя днями раньше корреспондент «Парка Гагарина» встретился с самарцами, которые не только поддерживают идею названного музея, но и имеют готовый проект.

Конкретное предложение

- У нас, - говорит Ваган Гайкович Каркарьян, - уже были гости. Когда мы только начинали эту работу. Мы приглашали службы города, которые занимаются наследием. Посмотрели - послушали. И вроде бы понравилось. Но молчат. Может, ждут реакции мэра? Я и с ним разговаривал. И он с интересом, как мне показалось, отнесся к идее. Но пока проекта не видел. А время не ждет. Надо спасать дом на (ул. Самарская, 207, проект архитектора А.А. Щербачева - Ред.) И не только его. Надо что-то делать. У нас много разговоров по поводу сохранения наследия. Бесконечно много разговоров - дела никакого. Вот есть  конкретное предложение...

Конкретное предложение — это музей деревянного зодчества. Музей под открытым небом. Авторы — студенты Самарского государственного архитектурно-строительного университета Денис Рязанов, Диана Шабалова, Маша Романова, Андрей Савинов, Лия Калмыкова. Третий курс. Кафедра реконструкции и реставрации. Заслуженный архитектор России, художник и профессор СГАСУ Ваган Каркарьян — вдохновитель и организатор.

- Изначально, — рассказывает Денис Рязанов, - мы думали над переносом одного дома. На улице Самарская, 207. Ваган Гайкович предложил две площадки. Первая — на ул. Фрунзе, рядом с музеем Толстого. Вторая — на углу Ленинской и Красноармейской. Мы выбрали вторую. А потом решили сделать для этой площадки объемный проект. Создать привлекательный для туристов музейный комплекс.

Музейный комплекс ребята предлагают оборудовать в границах улиц Красноармейской, Садовой и Ленинской. Там уже есть музей Алабина, историко-краеведческий. Есть музей археологии. Есть музей Ленина, где в городской усадьбе купца Рытикова воссоздана обстановка и атмосфера жизни семьи интеллигентов последней четверти ХIХ века. И в советские времена предпринималась попытка создать здесь еще и музей архитектуры под открытым небом. Был восстановлен фрагмент улицы Ленинской, но дальше дело не пошло. Сменилась общественно-экономическая формация, и новые власти посчитали себя свободными от этого замысла прежней власти.

Студенты Карькарьяна предлагают к идее вернуться. Углубить ее. И расширить. И прежде всего перенести сюда дом с . Найти инвестора, перенести, отреставрировать и открыть там, чтоб оправдать затраты, ресторан русской кухни. Повторить в интерьере мотивы фасада и назвать «На Сокольничьей». Улица Ленинская же прежде Сокольничьей называлась. Кстати, уже и проект ресторана готов. А еще ребята предлагают перенести сюда дом с шатровой крышей, что на Арцыбушевской,73. Найти инвестора, перенести, отреставрировать и устроить там сувенирную лавку. Есть на пересечении Красноармейской и Ленинской место и для третьего дома. И в нем можно было бы воссоздать обстановку и атмосферу жизни мещанина ХIХ века. Купца, мещанина... Кого-то, словом, из тех, кто, собственно, и формировал в свое время облик нынешней деревянной Самары.

Хитрый ход

Самара, впрочем, и из начала, с засекинской поры, была деревянной. И в уездной в ней каменные хоромы единицы ставили. А деревянные домишки производили неизгладимое впечатление на гостей. Гости находили в них красоту. Но уездная сгорела. В1854 году был жуткий пожар. Полторы сотни домов сожрал. Сгорели уездное казначейство, уездное и духовное училища, 4 салотопенных завода, театр, квартировавший в доме купца Лебедева... И в 1856-м пожар был опустошительный: 246 домов спалил и все торговые лавки Алексеевской площади. Так что нынешней деревянной Самаре не более 150 лет. Но тоже возраст критический.

- Было несколько предложений по третьему дому для музея. Предлагались дома с Молодогвардейской, - продолжает рассказ Денис. - Но мы домов этих не обнаружили. Снесли. На их месте - высотки. Так что насчет третьего думаем. А что касается обустройства территории музейного комплекса, то там, знаете наверное, находится детский садик. Каменное здание в стиле модерн. Мы предлагаем расположить рядом с ним детскую площадку. Предлагаем разбить два сквера. Но главным объектом будет макет крепости. Возле него будут фонтаны, символизирующие Волгу и Самарку. И собственно - музей, где за стеклом разместятся фрагменты резьбы. Логично было бы, на наш взгляд, перенести сюда и музей истории города, что в Челышевском доме на ул. Фрунзе. И мы разговаривали с представителями музея, но они пока не изъявили желания переезжать.

- Этот проект выполняет целый комплекс задач. Мы сохраняем дома. Повышаем туристическую привлекательность города. Решаем застройку улицы Красноармейской на этом участке. И организуем для жителей Самары еще одну зону отдыха, - вновь включается в разговор Каркарьян. А я его слушаю и думаю: в который раз он пытается убедить газетчика, а через него население и власть, о необходимости начать уже что-то делать, чтоб самарцы не стеснялись своего исторического центра, а гордились им. В десятый? Сотый?

Дом правительства, фонтан «Победа», здание института «Гражданпроект», 2-я очередь набережной, гостиница «Волга», жилые дома по проспекту Ленина, здание аэровокзала... Карькарьян один из их создателей. И сколько знаю его, воюет за сохранение своеобразия Самары. Не всегда из битв этих выходит победителем, но усилий не оставляет. Главное его оружие - пропаганда и агитация. И прежде всего среди студентов СГАСУ. И это очень хитрый ход. Они же потом будут строить или принимать связанные со строительством решения. А уже обращены.

Не обратиться, слушая Каркарьяна, по-моему, невозможно. Безумно интересно рассказывает. И огромное удовольствие Каркарьяна читать. Он же не только с лекциями без конца выступает и дает интервью. Он же еще и книжки о архитектуре пишет.

От иллюстраций (а это все рисунки Каркарьяна) глаз не оторвать. А книжек у него уже девять. «По улицам Старой Самары» - первая. В соавторах - Валентина Неверова. Человек уникальной судьбы. Окончила ГИТИС. Играла в театре. Вышла замуж за сына Ольги Ивинской, гражданской жены Пастернака. Под влиянием мужа (работал в жанре поэтического перевода) стала писать стихи, потом прозу. А потом занялась тем, чем всю жизнь занимался ее отец Лев Петрович Неверов. Журналистикой. И ее очерки о Самаре в иллюстрациях Каркарьяна стали событием. Самарцы...куйбышевцы, тогда еще — куйбышевцы, вдруг обнаружили, что живут среди роскошной архитектуры.

Поднимите веки

- Я училась в 6-й школе. Наискосок от дома Курлиной. Все дети нашего класса знали, что это детский сад. Мы были дети начитанные. Но особняка в стиле модерн, украшения Самары, даже для нас не существовало. До тех самых пор, пока Каркарьян и Неверова не начали публиковать свои очерки, - говорит культуролог Елена Бурлина. И я ее понимаю.

Я училась в 70-й школе, это ул. Коммунистическая,7, а дома с часами, это Коммунистическая,5, для меня не существовало. Ни дома, ни связанной с домом легенды, по которой деревянные стрелки часов указывают время гибели дочери человека, который когда-то этим домом владел. Не существовало этого дома для меня до тех самых пор, пока в руки не стали попадать книги Каркарьяна. Я стала иначе смотреть на город, в котором живу. Совсем по-другому.

Нет, конечно же, был и Струков, и был Гурьянов. Еще два подвижника. Два ценителя, два знатока старой Самары. Но это были миры, параллельные тогдашнему моему миру. Каркарьян тоже жил в параллельном. Но как-то вот закоротило. Закоротило, пошли контрабандные токи, и я стала замечать то, чего не замечала в упор. Деревянные часы! Совсем как настоящие, с циферблатом, стрелками и гирями... Стрелок, впрочем, уже нет. И гиря вроде бы только одна. Но все равно: вы видели где-нибудь что-нибудь подобное?

Самарское деревянное зодчество — это нечто совершенно особенное. Совсем не то, что в Архангельске, Вологде, Пскове, Перми, Ярославле, Костроме или Нижнем...

- Как говорил критик Стасов, - цитирует Каркарьян критика Стасова, - «исконно русский материал, исконно русская архитектура». В России есть города, на Севере, в Центральной части, где тоже огромное количество резьбы. Но наша отличается. Отличается она своими языческими корнями. И корни разнообразны. Связано это и с этнической пестротой населения. И с тем, что провозглашение Самары губернским городом совпало практически с отменой крепостного права. Крепостное право отменили, из деревень, где сохранилась культура такой резьбы, в Самару потянулись крестьяне и стали строить так, как строили их предки. Солнышки, лошади, орнаменты. Графический. Славянский. Растительный. Характерный для кочевых народов - животный. Надо было закрыть щель между стеной и оконной рамой, чтобы в дом дурное не проникало - появились наличники, а на них - обереги. В виде драконов, в виде древа жизни...

И попробуй, возрази

«Тайны деревянных украсов» - так назвал свою девятую книгу Ваган Каркарьян. И пытается там разгадать первоначальный смысл деревянных кружев. Только что, в 2012 году, появилась девятая книжка. А первая увидела свет в 1988-м. А в 1999-м соавтор первой книги Неверова погибла. Вошла 10 февраля по каким-то журналистским делам в здание облУВД и не вышла. И нет уже многих домов, о которых Неверова с Каркарьяном писали. Какие бульдозерами снесены, а какие, как и Валентина, пропали в огне.

Дом неподалеку от стадиона «Локомотив» был. А на доме - бумажечка с обращение от руки: «Пожалуйста, не поджигайте нас». Нет дома. Сгорел. На его месте высотка. Состояние тех, что миновала сия участь, тоже, впрочем, радости не вызывает.

100-150 лет. Больше дерево в наших местах не живет. Ухода нужного нет. И агрессивен современный застройщик. Но агрессивна еще и среда. На Севере и до двухсот, бывает, дотягивают, а у нас... Нет, столько у нас без специальных мер по реставрации и консервации не живут. И когда одни говорят: шедевры, то другие им возражают: гнилушки! И в этой известной фразе — казнить нельзя помиловать, запятую ставят после первого слова. И попробуй, возрази. Особенно, если они в этом наследии живут, а ты там не живешь.

Каркарьян и не возражает. Отлично понимает: сохранить все невозможно. Да и нужды нет.

Количество деревянных построек Самары отнюдь не тождественно ее, Самары, деревянным шедеврам. Каркарьян просто хочет, чтоб не бульдозерные сносы были, а чтоб наперед зерна отделили от плевел. И начали уже, наконец, что-то делать, чтоб зерна те сохранить. Хорошо бы, конечно, пойти по пути Томска, где сохранение деревянного зодчества - приоритет областной политики и памятники там восстанавливают поквартально. Сложились деньгами с федералами и инвесторами и прямо на историческом месте и реставрируют, сохраняя красоту и в разы увеличивая прочность — посредством современных технологий можно сделать так, чтоб дерево не только не гнило, но и не горело. При этом внутри, что называется, евроремонт. И все удобства.

Господа-начальники, выдайте студентам мандаты

Можно, конечно, реставрировать и не кварталами, а отдельно взятыми образцами. Но если вокруг такого образца понастроят высоток, то образец будет выглядеть жалко. Ну есть же пример. Вот этот Щербачевский шедевр. «Ярчайший образец русского стиля конца XIX - начала ХХ веков, ставший значительным явлением русской и мировой художественной культуры, завершившим «серебряный век», как говорят спецы про дом на , 207. Даже если суперски отреставрировать, стоящие за ним высотки его задавят.

Перенос. Тоже очень популярная технология сохранения архитектурных памятников. И некоторые свои шедевры с исторического места переносят не только отдельными объектами, но и ансамблями, а то и кварталами. И тоже есть передовые и в то же время проверенные технологии. Еще при Лиманском, помню, все говорили о переносах. Но хорошо, что только говорили, потому что речь, если не изменяет память, велась чуть ли не о Красноярском районе. Такая Самара на выезде. Каркарьян иначе как ссылкой подобную транслокацию не называл.

Но возвращаемся к студенческому проекту. К его реализации ребята могли бы приступить хоть завтра.  Тут и денег-то особых не нужно. Нужен мандат. Разрешение на то, чтоб снимать с приговоренных к сносу домов декорированные элементы.

«Где будете складировать?» - спросила ребят. - «А в академии, - говорят, - и будем. Стены-то свободные. Повесим, и все пока тут ими любоваться станут».

Светлана Внукова

РS

Еще неизвестно, каким проектом мэрия станет руководствоваться, выполняя обещание Азарова создать во вверенном ему городе музей деревянного зодчества. Но я все-таки позволю себе за ребят попросить.

Господа-начальники, выдайте студентам документик. Пусть фрагменты пособирают. Они аккуратно, они ж этому учатся. А то пока музей до ума доведем, и выставлять там нечего будет.

 

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42