«Музыкальная среда способна на творческое преподавание»

Создано 30.01.2014 12:41

 orf-glav

Самарскому Орф-клубу исполнилось два года

 

Наверное, ни разу за все семь лет своего обучения в детской музыкальной школе (а мне всегда казалось, что я училась с удовольствием) — так вот, ни разу я не испытывала такого потрясающего ощущения от того, что я — играю! Играю музыку! У меня в руках была дешевая пластмассовая блок-флейта, на которой нам полчаса назад Галина Хохрякова — ведущая семинара «Оркестр из ничего» - показала пять нот. И отпустила в свободное плавание. И музыка получилась! Без каких-то мучений, гамм — просто на ощущении полета.

orf-03

А потом был еще оркестр из каких-то смешных самодельных звенелок, стучалок, шуршалок при участии удивительного инструмента — прозрачной коробки от торта. И судя по лицам остальных оркестрантов — а среди них были солидные дамы с большим педагогическим стажем, — чувства мы испытывали примерно одинаковые: удовольствие, смешанное с восторгом. Потому что и это была — музыка. Немного непривычная, но музыка!

Все это — и еще многое другое — называется «Орф-педагогика». Придумал ее Карл Орф — немецкий композитор. В Зальцбурге — название, милое сердцу каждого музыканта, — сейчас действует институт Карла Орфа, им же и основанный.

Всероссийскому педагогическому обществу Карла Орфа в этом году исполняется уже 25 лет. Но нас, самарцев, гораздо больше должна радовать другая дата: нашему самарскому отделению этого общества в январе исполнилось 2 года.

orf-01

Не знаю, как заграницей, но за появление орф-педагогики в нашей стране мы должны благодарить прежде всего... экономическую ситуацию 90-х годов: именно она вызывала к жизни потребность в том, чтобы вести детей к музыке через движение, через активное участие. Дело в том, что музыкальным школам в тот памятный период приходилось выживать: набор был довольно маленький, и поэтому появились менее строгие критерии отбора детей. В «музыкалку» стали попадать детишки, у которых музыкальные способности были не сильно развиты. Что происходило дальше? Либо вполне логичный самоотсев, либо ребенок влачил жалкую участь троечника, получая вместе с аттестатом комплекс неудачника, либо... либо педагог начинал искать новые методы работы с такими детьми: чтобы группа работала, надо было найти «общий знаменатель» между способными учениками и вот такими... И о таких педагогах нужно говорить отдельно: пока они существуют и выживают в нашей системе, наши дети будут получать образование и становиться культурными людьми.

orf-04

А потом возникло еще одно явление: детские клубы. Их опять-таки породил к жизни кризис дошкольного образования в целом и детсадовской системы в частности. Появились люди неведомой доселе профессии — «педагог детских студий», чаще всего — мамы чуть подросших или не очень подросших детей, иногда — с педагогическим образованием, а иногда — и без оного. Но многие из них тоже стали понимать, что на одной любви к детям далеко не уедешь. Для таких Орф-педагогика тоже стала бесценным источником знаний о возрастной психологии, физиологии и материала для работы.

orf-ved1

Ведущие Орф-клуба Ирина Федорова (слева) и Ирина Корнеева

 

Об этом и о многом другом мы разговаривали с Ириной Леонидовной Корнеевой — преподавателем Детской центральной хоровой школы, региональным представителем Всероссийского педагогического общества Карла Орфа и, по сути, главным идейным вдохновителем всего происходящего в этом направлении .

- На самом деле все началось около четырех лет назад, - рассказывает Ирина Леонидовна, - когда мы организовали первый орф-семинар председателя Всероссийского общества Вячеслава Жилина. С тех пор мы провели уже двенадцать семинаров, приглашая ведущих со всей страны. В какой-то момент захотелось и вне семинаров повторять выученные танцы, песни... Если этого не делать, то материал через какое-то время уходит. Я долго не решалась, понимала, какую ответственность на себя беру. Но желание было сильнее, к тому же меня поддержала администрация школы: мы официально проводим творческие педагогические мастерские.

- Ирина, педагоги каких учреждений проявляют интерес к Орф-педагогике?

- Совершенно разных — и даже разных ступеней: и дошкольных, и школьных, и даже вузовских. Детские музыкальные школы поселка Мехзавод, Зубчаниновки, Новокуйбышевска, Сызрани, Новосемейкино, Похвистнево, с. Челно-Вершины… не говоря о городских: ДМШ № 1, 7, 9, 10, 17, 19, ЦМШ, ДШИ «Радуга», ДШИ № 17, ДЭМХШД № 1, Самарская Вальдорфская школа и, конечно, педагоги нашей хоровой школы. К нам приходят преподаватели и студенты музучилища, ПГСГА и СГАКИ. Сейчас мы активно сотрудничаем с детскими клубами – в «Лисенке» уже второй год ведутся музыкальные занятия с Орф-подходом, в этом году такая музыкальная группа появилась в «Обереге», из других клубов к нам регулярно за помощью обращаются руководители и педагоги.

- Получается, люди с совершенно разными запросами...

Да, но каким-то образом мы уживаемся вместе. Мне кажется, что Орф-клуб напоминает питьевой источник: к нему подъезжают, пьют — и кто-то едет дальше, а кто-то и остается — если человек почувствовал себя частицей этого процесса.

- Когда все задумывалось, была какая-то конкретная цель?

- Мне очень хотелось создать сообщество единомышленников. Собрать людей, с которыми мы мыслим в одном ключе, которые тоже интересуются вопросами творческого преподавания музыки. И еще, пожалуй, родителей музыкально одаренных деток. Они интересуются, как сохранить музыкальность у ребенка, и приходят за советом и опытом. Прожив какой-то процесс сами, родители могут определить — а нужно ли это их детям.

- Есть города, где Орф-клуб существует уже давно?

- Одни и старейших — это Новосибирск и Екатеринбург, там клубам больше 15 лет. Когда приезжаешь к ним на семинары, то чувствуешь, что это совершенно другая среда. И на международные семинары они приезжают учиться большой делегацией, а потом везут эти знания в свой регион — процесс, который оказывает влияние на всю образовательную систему.

- Какие у Орф-клуба есть мечты?

- Купить комплект крупных орф-инструментов — тогда появится возможность больше играть и привозить преподавателей, которых без этого приглашать смысла не имеет. В перспективе — привезти международных иностранных ведущих. Если приезжают ведущие, есть Орф-клуб, создается общественный резонанс: в разных концах города и даже региона люди вдруг начинают говорить об Орф-педагогике, демонстрируют интересные находки в этом ключе. И приходит понимание, что это нормально, это хороший, нужный путь. Меня начали приглашать ведущей с практическими семинарами в Ульяновск, в ДШИ «Радуга», сейчас предстоит поездка в Димитровград. Приглашают с темой «Орф-педагогика в сольфеджио», причем на методические объединения преподавателей сольфеджио.

- То есть фактически у нас в области сформировался запрос на это направление?

- Да, и это для меня показатель того, что все было не зря. У нас в городе есть огромное количество опытных педагогов-музыкантов, есть профессиональная среда. И эта среда способна на творческое преподавание. Но для того, чтобы его осуществлять, иногда просто нужно поверить, поднять голову - и увидеть единомышленников.

Дарья Григорьян

P.S. Собрание Орф-клуба проходит один раз в два месяца в Детской центральной хоровой школе при Самарском академическом театре оперы и балета. Следующее собрание состоится в конце марта. Все занятия бесплатные. Подробную информацию можно найти в Интернете: http://vk.com/club18421647 («Орф-клуб ») или http://orffclub63.livejournal.com

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42