Петр Саруханов: «Зритель должен подниматься к Чижику, а не опускаться к Грелке»

Создано 05.05.2012 11:23

 

На днях в Самару приезжал главный художник «Новой Газеты» Петр Саруханов. А двумя неделями ранее здесь был Дмитрий Муратов — защищал на заседании оркомитета «Культурной Самары» свою идею по установке памятника Юрию Деточкину

 

«Делегация» от «Новой» всерьез взялась за дело облагораживания Самары. Петр осмотрел город, вдохновился (надеемся) на создание новых эскизов и дал интервью корреспонденту «Парка Гагарина».

 

- Вы сейчас прогулялись по центру города. На Ваш взгляд, нуждается Самара или, по крайней мере, ее центр в приукрашивании? При помощи скульптурных композиций в том числе.

- Впервые я побывал в 12 лет, после этого остались какие-то смутные ощущения. Сегодня прошелся по старому городу: по площади Куйбышева, до речного вокзала... Очень разноплановый город, хочу сказать.

- В каком смысле?

- Современность выпирает со всех углов. И на фоне этого блестящего, стеклянного — запыленные улицы. Причем пыль — слоями чуть ли не в несколько сантиметров. Такое впечатление, что она со времен Алексея Толстого тут лежит.

- Так, может, сначала все отмыть, а потом памятники ставить?

- Хороший вопрос и дельное замечание. Да... Заодно можно будет выяснить, в каком месте лучше ставить. Если серьезно, то в целом впечатление хорошее. Рядом с Волгой что ни делай — все интересно. И то, что из старого сохранилось, нужно беречь. А то однажды выйдешь из дома и не поймешь, где ты.

- Наверное, вся эта история с памятниками не вовремя происходит?

- Все бывает вовремя. Одно другому не противоречит.

- А нужно ли с таким фанатизмом подходить к делу? Я имею ввиду обязательную историческую привязку, долгие обсуждения... Не проще ли дать волю художникам — и пусть творят, что хотят. Есть же куча креативных памятников в России, сыскавших народную любовь и ставших символами городов: Грелке, Чебурашке, Водопроводчику...

- Вам не кажется, что грелок уже немножко... перебор? Все начиналось с Чижика в Петербурге. Но разница, на мой взгляд, между Чижиком и Грелкой очевидна. В этом случае «масса», которая как раз будет за Грелку, ничего не решает. Что-то я привязался к этой Грелке... Но суть в том, что зритель, народ, должен подниматься к Чижику, а не опускаться к Грелке. Вот кто производит то, что появляется на сегодняшнем ТВ?

- Это вопросу из разряда, что появилось вперед — курица или яйцо.

- Главное, чтобы курица была талантливая, а яйцо — красивое.

- Вы сегодня встречались с Антоном Темниковым (руководитель управления градостроительного регулирования департамента строительства и архитектуры Самары - авт.). Что обсуждали, к чему пришли?

- Мы осматривали места, в которых предполагается установить памятник. Речь идет о композиции по фильму Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!» Мне очень приглянулся один сквер недалеко от набережной, пока не хотелось бы озвучивать, какой конкретно, потому что окончательно не определились. Он характерный и уютный, и для героя Рязанова, на мой взгляд, подходит. Возле Фабрики-кухни — трамвайные рельсы, пейзаж какой-то индустриальный, неподходящий. Хотя здание красивое.

- Вы рассматривали места уже с привязкой к какому-то конкретному эскизу будущей скульптуры?

- Не могу сказать, что отдаю предпочтение какому-то конкретному варианту. Гараж (в одном из эскизов Саруханов предложил подвесить в воздухе гараж по аналогии с эпизодом фильма — авт.) сам по себе не очень эстетичен, и сразу возникает множество вопрос — каким образом его подвесить, будет ли это безопасно, а можно ли будет вмонтировать в него проектор, чтобы тот проецировал сверху вниз фильмы Эльдара Рязанова...

- Гараж в натуральную величину?

- Ну а иначе это будет не гараж, а шкатулка. Но для понравившегося места, в сквере на Полевой, больше, конечно, подойдет статичная скульптура. Юрий Деточкин — борец с коррупцией, такой Дон Кихот современности, который в одиночку сражается с гидрой капитализма.

- Пока существуют только те эскизы, которые Дмитрий Муратов показывал на последнем заседании оргкомитета «памятниковой» комиссии?

- Да, но я не ожидал, что он и их будет показывать, а тем более подавать чуть ли ни как готовый вариант. Это просто какие-то ассоциативные образы, возникшие самыми первыми.

- А по вашим эскизам еще никогда раньше скульптур не делали?

- Я скорее выступаю «генератором идей»... В данном случае особой изобразительности не потребуется. Это больше будет похоже на зарисовку к фильму. Иначе люди не поймут.

- Никакой пояснительной записки рядом не будет?

- А зачем? Те, кто не смотрели «Берегись автомобиля!» не поймут и с пояснительной табличкой. В Петербурге говорят: «Пойдем на Чижика посмотрим!» А тут будут говорить: «Пойдем на того Мужика посмотрим!» Юрий Деточкин должен стать символом. Его будут знать даже те, кто не знают фильмов Рязанова. Как знают памятник Маленькому Принцу или брюссельского Писающего Мальчика. Скульптура Деточкину будет создавать вокруг себя атмосферу и настроение. Но с другой стороны мы не хотим умалять идею, которую планируем воплотить в своем проекте. Если бы мы хотели сделать памятник Лопнувшей Грелке, то сделали бы его. Пустили оттуда струйку воды...

- …и все бы стали на ее фоне фотографироваться, и были бы счастливы. А с Деточкиным будут фотографироваться?

- Это не основная задача. Но сделать символ города — наша цель. Чтобы приехал, посмотрел, запомнил — вот это есть только . В этот раз мне запомнился ваш костел, нигде такого не видел.

- У нас еще Волга есть...

- Она много где есть. А вот если памятник какой-нибудь хороший поставить, узнаваемый, а не такой, как крошечная фигурка Чапаева на огромном постаменте, то он станет отправной точкой, местом, куда нужно будет обязательно привести гостей.

Нина Ванина

 

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42