Кино для бесстрашных зрителей

Создано 03.09.2012 15:51

 

 

Сентябрь, и самарский киноклуб «Ракурс» открывает новый, уже 33-й, сезон

Выжимки из программ кинофестивалей 2012 года (те, что удалось достать, договорившись с дистрибьюторами), классика советского и мирового кинематографа – все, как всегда, на своем месте. О том, что пропустить никак нельзя, корреспондент «Парка Гагарина» поговорила с руководителем «Ракурса» Михаилом Купербергом.

- Михаил Яковлевич, мельком пробежала взглядом свежую афишу. Взгляд зацепился за строчку «только для бесстрашных зрителей». Что заставило сделать эту приписку? Зритель стал уж очень впечатлительным?

- Именно так, чтобы зритель не был шокирован. Современный молодой, да и не только молодой, зритель чурается серьезности, социальности. Мне часто говорят: «Не грузите нас, и без того столько проблем, а вы еще в кино приглашаете такое серьезное». В сентябрьской афише два фильма с такой припиской: «Рай: любовь» и «Жить».

- Фильм «Жить» Василия Сигарева вышел в российский прокат 30 августа, а 15 сентября он уже у вас.

- Когда у нас есть возможность, в том числе и техническая, то мы показываем все стоящие новинки. «Жить» покажем на кинопленке, это реалистичная, переходящая в сюрреализм драма о сущностных вопросах бытия. О жизни и смерти. Представится и уникальная возможность встретиться с режиссером. Это не совсем моя заслуга. Продюссер Максим Кузьмин, с которым мы давно работаем и который занимался раскруткой «Шапито-шоу», привезет сюда Василия Сигарева. Должна была приехать и актриса Яна Троянова, но у нее не получается по личным причинам.

- Сигарев больше известен как театральный деятель. Как вы относитесь к тому, что театральные режиссеры снимают кино?

- Хорошо отношусь. Если у них есть кинематографический вкус, если они понимают, чем кино отличается от театра, и не приносят в кино театральность, а делают все как бы первоначально, то это замечательно. У нас четверо таких: Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев, Владимир Мирзоев и Василий Сигарев, хотя последний и не режиссер даже, а драматург, в кино дебютировавший с фильмом «Волчок».

- В программе Венецианского кинофестиваля этого года - «Измена» Серебренникова. В «Ракурсе» ее можно будет увидеть?

- Она только на днях появилась в релизах. Думаю, она будет психологической историей вне времени и пространства, и прокат ее будет шире, чем, к примеру, у «Юрьева дня». Покажем ли мы? Нужно смотреть.

- Много ли российских фильмов удастся посмотреть в новом сезоне?

- Традиционно в своей программе в малом зале каждый месяц будем показывать одну картину советского кинематографа. У меня сейчас список примерно из 20-ти новых фильмов, которые бы мне хотелось показать. Из них я сам ни одного не видел. Если раньше была возможность ездить на кинофестивали, то сегодня не получается поехать даже на Московский.

- Как же вы их выбираете, если сами не видели?

- Мы идем на риск, первыми показывая многие фильмы онлайн. Из того, что предложила дистрибьюторская компания «Другое кино», уже в сентябре можно будет увидеть «Звери дикого юга» и «Цезарь должен умереть», а в октябре с началом общероссийского проката – нашумевшую «Любовь» Михаэля Ханеке.

Бывает, что показываем фильмы, которые нас разочаровывают. Чаще всего при выборе руководствуемся мнением критиков, которым мы доверяем: Андрей Плахов из «Коммерсанта», Антон Долин, Евгений Гусятинский из «Русского репортера». Хотя в России мнения критиков, казалось бы, давно ничего не значат. Это в Европе и Америке к ним прислушиваются. Если хвалят, то надо идти и смотреть. А у нас плохо относятся к критике, в том числе и режиссеры. Все выморочено, не органично. Сейчас сами видите, какая атмосфера в обществе, с Pussy Riot и со всеми делами…

- Когда, как не сейчас, снимать хорошее кино...

- А когда была благополучная жизнь? Только при Брежневе, и то это было внешнее благополучие. Тогда художники вынужденно говорили эзоповым языком о волнующих их проблемах. Сейчас наступает снова период, когда эзопов язык возвращается, для искусства это в общем-то замечательно.

- Из этой серии: с 1 сентября все СМИ должны маркировать контент, дабы защитить детей от вредной для них информации. Как вы к этому относитесь?

- Мне уже звонили из «Теленет» (у них выходит журнал), спрашивали, какую маркировку ставить под нашими программами. Я сказал, ставьте 18+, хотя к нам часто приходят люди с детьми. Но это адекватные зрители, они знают, куда идут, мы беседуем с ними, что можно показывать детям, а что нежелательно. У нас бывают и 15-16-летние зрители, весьма рассудительные и толковые, ну как им будешь запрещать смотреть хорошее кино? К тому же у них давно есть интернет.

- В программе «Ракурса» давно заняли свое место фестивали короткометражек. В этом году они никуда не денутся?

- В конце прошлого сезона, в мае-июне, прошли фестивали анимации Linoleum и Future Shorts и провалились: народа было совсем мало. Или потому что на улице потеплело, или просто «наелись». Я заметил, что интерес к короткометражной анимации то растет, то становится стабильным, то идет на спад. Важно не «перекармливать» зрителя. Да, будем продолжать показывать короткометражную анимацию. В том числе пройдет и Манхэттенский фестиваль, традиционно на аншлагах, думаю. В программу этого года вошел фильм российского режиссера с участием Оксаны Акиньшиной. Редко в короткометражках снимаются известные актеры. Для российского зрителя это будет как приманка.

 

- В этом сезоне вы делаете ставку на какой-то фильм, который может выйти в прокат с таким же успехом, как, например, «Шапито-шоу»?

«Шапито» - это феномен, такие фильмы появляются редко, рождаются из ничего, тогда, когда меньше всего этого ждешь. В этом году мы собираемся показать ленты Каннского, Берлинского, Венецианского кинофестивалей. Каждую из них я жду как шедевр. Летом мне удалось посмотреть несколько фестивальных картин этого года. «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Римские приключения» Вуди Аллена и «Космополис» Дэвида Кроненберга, ни одна из них не стала каким-то фундаментальным событием, но, возможно, и их мы  покажем. «Кококо» (его нужно обязательно посмотреть) - эталон среднего российского кино. Которого сейчас практически нет. Сейчас либо арт-хаус, хотя я не люблю этого слова, либо откровенная попса. Средние фильмы типа «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского снимают редко.

- Вы регулярно делаете совместные проекты с «Альянс Франсез». Что планируется в этом году?

- Второго октября начнется очередной фестиваль французского кино. В прошлом году он назывался «Жюльетт Бинош и другие», в этом - «Натали Бай и другие». Программа формируется посольством Франции и показывается по всей России. В нее войдут как классические, так и современные фильмы с участием актрисы и не только. С «Альянс Франсез» будет еще два проекта. В октябре пройдет фестиваль современного танца. Мы покажем четыре документальных фильма о танцах. А в декабре стоит ждать вечер французских короткометражек.

- В техническом плане «Ракурс» как-нибудь изменился с прошлого сезона?

- Нет, куда там. В прошлом году мы ушли в минус.

- В связи с этим, наверное, вырастут цены на билеты?

- На фильмы продолжительностью более двух часов в большом зале и фестивальные программы билеты теперь будут стоить 200 рублей, в малом зале 150 и 100. Цены мы были вынуждены поднять: во-первых, не делали этого уже несколько лет, а во-вторых, платежи за аренду и «коммуналку» продолжают расти...

Нина Ванина

 

 

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42