«Если бы девушка в купальнике зашла в мечеть, думаю, мусульманам это тоже бы не понравилось»

Создано 27.07.2012 12:57

 alt

Взрывы в Казани привлекли пристальное внимание к процессам, которые происходят в мусульманской общине Татарстана

Но эта республика граничит с областью, где проживает довольно много приверженцев ислама. Поэтому мы попросили президента Самарского областного татарского общества «Туган тел» Ильяса Шакурова дать оценку произошедшей трагедии и высказать свое видение, как должна развиваться самарская татарская община, которая является ядром регионального мусульманского сообщества. 

- Ильяс Гумерович, следственный комитет уже арестовал 4 подозреваемых и выдвинул основную версию преступления: передел денежных потоков, связанных с организацией хаджа. Согласны вы с ней, могли ли быть другие причины у этой трагедии?

- Я огорчен и встревожен событиями в Казани. То, что в последнее время Татарстан становится центром жутких скандалов - убийство в РОВД «Дальний», произошедшие взрывы — не случайность. Я не сторонник конспирологических теорий, с одной стороны, но, с другой, придерживаюсь следующей русской мудрости: дыма без огня не бывает. Хотелось бы верить, что убийство и покушение на убийство религиозных деятелей не является частью какого-то еще более ужасного сценария, но слишком малое количество фигур на доске не позволяет отмахнуться от этой мысли.

- Вы выражаетесь какими-то метафорами, может, внесете немного конкретики?

- Версия следственного комитета верная, она уравновешивающая, и чем меньше мы будем говорить про другие, в том числе и самые страшные версии, подчеркиваю, именно говорить - тем лучше. Но в любом случае ужасно, что деньги затмили разум тех людей, которые должны заниматься совестью, верой и высокой моралью!

- Подобные разборки между религиозными деятелями возможны ?

- В Самаре для этого на сегодняшний день питательной среды нет. Но в связи с тем, что наш регион граничит с Казахстаном, с которым теперь у нас  единое экономическое пространство, а он в свою очередь граничит с Китаем, считаю, что ситуация с исламом во всем своем многообразии заслуживает более пристального внимания и общества, и власти.

- Что вы имеете ввиду?

- Нужно больше информации о нашем классическом, поволжском исламе, о его канонах, обрядах, традициях. Наша татарская община () этим занимается: мы издаем книги, газеты, запустили сейчас радио в интернете, участвуем в конкурсе на получение частоты, приступаем к созданию интернет-телевидения, чтобы в перспективе войти в кабель. Власти нам безусловно помогают в этом вопросе, но нужно делать гораздо больше. Такие взрывы как в Казани не способствуют росту симпатий к мусульманам, однако, если большинство не будет ставить знак равенства между теми, кто ходит в мечеть, и теми, кто закладывает взрывчатку, то любые, даже заведомо провокационные вещи не повлияют на мнение жителей региона и всей страны.

- Насколько я понял, татарская община создает целый медиа-холдинг — это интересно. То есть в своей публичной работе вы делаете ставку только на собственные СМИ?

- Почему же, делаем и многое другое. Кроме национальных и религиозных праздников, которые община проводит традиционно, в этом году с 4 по 7 октября мы принимаем Всероссийский фестиваль татарского фольклора «Тугаряк уен». Он соберет порядка 200 самарских участников и более 400 гостей со всей России. Наш регион принимает пятый по счету фестиваль, в прошлые годы он проходил в Ульяновской, Свердловской, Тюменской областях и Пермском крае. Помимо торжественных мероприятий мы выдаем гранты ученым, студентам, сейчас организовали конкурс для СМИ, итоги которого будем подводить в феврале.

- Не боитесь, что другие конфессии могут обвинить вас в агрессивной пропаганде?

- Это тонкая грань, но мы ее сможем соблюсти, к тому же мы не мобилизуем на пропаганду паству, а это главный признак того, что пошло завоевание умов людей. К тому же мы все-таки больше делаем акцент на татарские традиции, татарскую культуру, а не на религию.

- Хорошо, давайте теперь перенесемся в Москву и поговорим о «Pussy Riot». Как вы считаете, процесс над ними способствует росту симпатий к православию?

- Православное сообщество само раскололось на два лагеря: на тех, кто считает суд над ними неоправданно жестоким, и на тех, кто призывает понять и простить. Но если бы, например, девушка в купальнике зашла в мечеть, думаю, мусульманам это тоже бы не понравилось.

- Но неужели они заслужили сидеть в СИЗО до конца года и получить реальный срок тюремного заключения, угроза которого нависла над ними по-моему очень явно?

- Понимаешь, для того, чтобы делать однозначные выводы, я привык обладать большей информацией. То, что молодых женщин, у которых есть дети, держат в заключении, с одной стороны, да, это неправильно, а с другой, какие меры предпринять? Выпустить их? Но ведь они могут продолжать и дальше заниматься подобными вещами, поэтому власть осторожничает и правильно делает. Они там наверху вынуждены быть осторожными, вынуждены действовать с перестраховкой, возможно, мы их будем в будущем за это благодарить. А сейчас, да, чисто внешне действия властей выглядят неоправданно жестко. 

- Вы считаете, что за девушками кто-то стоит?

- Не исключено. Возможно, сами они демонстрировали свои возможности и надеялись раскрутиться, заполучить известность для получения заказов на подобные акции в дальнейшем, а может, просто отрабатывали какие-то мелкие долги. Но дело в том, что панк молебен предполагает репетиции и режиссуру. Если это так, то их выходка омерзительна и оскорбляет чувства верующих. Если же участники группы просто хотели выразить свои религиозные чувства, как некоторые нас убеждают, тогда это помутнение разума.

- Надеюсь, за новымназначением председателя  духовного управления мусульман области (ДУМСО) не кроется какая-нибудь теория заговора? Событие произошло еще 9 июля, а об этом никто ни сном ни духом, с чем связано молчание?

- (Смеется) Никакого подтекста в этом нет, религиозные организации сами по себе инертны, а тут еще пост начался (Ураза, проходит с 20 июля по 18 августа — Ред.), как он пройдет, состоится торжественное мероприятие. Смена председателя - это веление времени, Вагиз-хазрату  (Хазрат  - персидское слово/имя арабского происхождения, означает «средоточие, центр», буквально «присутствие», переносное значение «господин, высокочтимый», «святой» - Ред.) 7 июля исполнилось 78 лет, новый председатель ДУМСО - его сын - в будущем году отпразднует только 50. 

- Как проходит процедура назначения председателя ДУМСО?

 - Я понимаю, на что вы намекаете, этот пост не передается по наследству. То что новый лидер самарских мусульман сын прежнего председателя, обычное совпадение. Консультации по кандидатуре шли уже несколько лет, в итоге кандидатура Талиба Яруллина оказалась самой поддерживаемой. Помимо таланта богослова, теолога, нужны еще и административные навыки, умение управлять людьми — у Талиба-хазрата они есть, и я уверен, у него все получится. А формально процедура выглядит так: пленум ДУМСО предлагает кандидатуру верховному муфтию России и председателю ЦДУМ Талгату Таджуддину, и он ее уже утверждает. 

- В чем основная заслуга прежнего председателя, главное его достижение?

- Достигнут некий баланс взаимоотношений с городской и областной властью. К тому же набран хороший поступательный темп развития татарской и религиозной общин. Очень важно, что построена шикарная соборная мечеть, увеличилось количество приходов - с 14 в начале 90-х до ста на сегодняшний день.

- Какие задачи стоят перед Талибом Яруллиным? Оглядываясь на Казань, на те версии, которые озвучивались в первые дни после взрыва, есть ли риски, что татары с их классическим исламом перестанут быть ядром мусульманской общины нашей области, а на их место придут ваххабиты с Северного Кавказа или Средней Азии?

- Таких процессов исключать нельзя, хотя вроде бы сейчас ничто этого не предвещает, но риски нужно просчитывать заранее и предпринимать меры для их недопущения. Потому что наш традиционный поволжский ислам для сохранения целостности России, для поддержания межконфессионального мира - единственно возможный вариант.

Беседовал Руслан Шарипов

 

Справка «Парка Гагарина»:

Ильяс Шакуров родился 20 февраля 1965 года, доктор экономических наук, профессор кафедры экономических наук Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, председатель попечительского совета МОУ школы «Яктылык».

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42