Материалы

Благородный тяжеляк

Создано 07.09.2012 16:07

 

Итальянский художник и скульптор Джанмария Потенца привез свои работы в Самару

«Профессионально, благородно, мощно, очень красиво», - хор голосов на открытии выставки в галерее «Виктория», как один, нахваливал работы венецианского мастера. Экспозиция масштабом и уровнем мастерства приятно удивляет. Из самого большого зала галереи пришлось даже вынести кожаные банкетки, на которых могли размещаться зрители, чтобы уместить все экспонаты.

Венецию можно ощутить при помощи цвета и фактуры. Огромные деревянные монолитные полотна со сложным, четким геометрическим вырезанным узором - «Вычислительная машина». Художественный анализ математических закономерностей и его воплощение в абстрактных образах — таких работ у Джанмарии целая серия. Ритм, пластика и цветовая гамма деревянных панно — дань знаменитым венецианским мозаикам. Однако явственно читается влияние на них века цифровых технологий. «Ручку мы заменили компьютером, техника проникла во все сферы жизни. Как это повлияло на искусство? Оно само по себе. Чтобы создать произведение искусства, мы подключаем руки и голову. Техника и технологии только рождают новые темы и идеи», - переводчик примерно перевел с итальянского на русский то, что хотел сказать Потенцо.

Джанмария Потенца упрощает сложное и усложняет простое. Выжимает из предмета и явления суть. Серия «Рыбная лавка» состоит из трех работ разных цветов. Ничего лишнего, только рыба и, собственно, рыбный прилавок. Не довелось побывать в Венеции, но, должно быть, там есть рыбные рынки. И, наверное, именно такие: с многовековой историей (как массив дерева, из которого вырезаны композиции), пестрые и невероятно живые.

 

Джанмария и его работы поражают своей монументальностью, основательностью. Даже материалы для своих произведений он делает собственными руками: серия «Посвящение Сегузо» (это такой стеклодув) с самостоятельно отлитым в студии «Ла муррина» стеклом, серия работ, посвященных Солнцу, из самостоятельно отлитых... бумажных листов. Бумага приобретает объем и узор, а стекло - нужную форму и подходящий цвет.

В руках мастера пластичным становятся бронза и мрамор, не теряя, однако, своих правильных геометрических форм. Трогательные (их, действительно, не запрещают трогать) лев, овца, носорог, кот,  пес и совы — неестественной кубической формы, тяжеленные. Художник Потенца играючи справляется с мраморными громадинами, давая возможность и зрителям стать «укротителями тяжестей». Его «Башни», с вырезанными геометрически правильными узорами, вращаются на своих подставках, стоит лишь дотронуться до них пальцем. Меж тем сами по себе экспонаты непреподъемные.

Отдельного внимания стоит огромная монолитная бронзовая книжная полка. В натуральную величину. Потенца поймал и заковал в благородный металл время. Именно под таким, а не каким-то другим углом замерли книги, небрежно стоят песочные часы и какие-то склянки — так выглядит вечность.

Арт-объектами, созданными Джанмарией Потенца, украшают улицы Венеции. «Вашим улицам не хватает как скульптур, созданных в классической технике, памятников историческим персонажам, так и абстрактных предметов искусства. Я подумал, что символом вашего города мог бы стать ячменный колос. Самара знаменита своим пивом, а его варят из солода. Именно поэтому на набережной, недалеко от пивзавода, сейчас выставляется одна из моих работ — «Пшеничное зерно», мне показалось это логичным», - снова переводят мне с итальянского слова художника.

Выставку стоит успеть посетить до 6 октября.

Нина Ванина

 

 

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42