Материалы

Самостоятельная работа

Создано 18.06.2012 11:12

Иногда ты - в меру футболист и выходишь на поле в составе одиннадцати игроков: чувство локтя, командная игра, взаимная поддержка, верность товариществу

А иногда ты – тяжелоатлет и должен сейчас, сию минуту совершить рывок – поднять штангу над головой одним движением. На помосте только ты, и никто не подставит своей спины в помощь, никто не схватится параллельно с тобой за штангу, только зрители кричат «давай-давай», и ты даешь.

«В муниципальном театре драмы «Камерная сцена» (Самара, ул. Некрасовская, 27) состоится торжественное мероприятие, посвященное Дню социального работника .

В программе: торжественная часть, награждение лучших работников социальной сферы, концертная программа».

У театрального подъезда две запоздавшие социальные работницы поправляют друг другу недостатки макияжа глаз. Смеются, что сегодня половина отдела ходит в Танькиной туши, и ничего страшного, у нее этой туши завались, и только недавно еще купила, с эффектом подводки. Для выразительности взгляда, хохочут социальные работницы и тренируются в этой самой выразительности. К бордюру причаливает большой черный автомобиль с правильными номерами. Смешливые женщины, оборачиваясь на возможных членов губернской думы, переступают порог заведения, к неудовольствию уполномоченного регистратора. Регистратору уже успели надоесть социальные работники, сколько можно!

«У нас девочка работала, Юленька. Так вот она бабушку одну вела, не сказать – престарелую, но одинокую. Удачно сложилось – жили они в одном подъезде, только бабушка на четвертом этаже, а Юленька – на втором. И комнат у бабушки было больше в три раза. В общем, затеяли они как бы дарение, в обмен на полноценный уход и финансовую поддержку. Юленька, конечно, отслужила ей: врачи-доктора, лекарства из-за границы, протертые супы и паровые пульпеты. Но шуткой-смехом, а бабушка померла, Юленька похоронила её, очень хорошо похоронила, и давай квартиру обихаживать. Окна вставила, стенку сломала, унитаз финский купила, ремонт. А тут возьми и приедь бабушкин родственник, откуда-то взялся, здоровенный бугай. Завещание на руках, все в порядке, слава богу. Спасибо, говорит, так хорошо вы мне окна переделали. А бабушка, говорит, у нас всегда затейница была, себе на уме, что-нибудь да учудит этакое. Девочки, простите, это у вас пирожки из кулинарии напротив? Мы иногда покупаем, на обед. Да только последнее время у них тесто не очень».

Концертный зал на втором этаже: пригласительные билеты пронумерованы, социальные работницы отыскивают нужные места, шуршат юбки, стучат каблуки парадных туфель, журналисты раскочегаривают съемочное оборудование, скучливо листают пресс-релизы. Среди публики выделяется девушка в коротком алом платье с золотыми элементами. Девушка не щадит себя, постоянно в движении. Фоном звучит популярная мелодия «воздушная кукуруза» (Popcorn) композитора Гершона Кингсли, впервые записанная в 1969 году. Под эту музыку каждое воскресенье на первом канале советского телевидения проходил розыгрыш Спортлото, а вредные пионеры распевали: «Мама шила мне штаны из березовой коры…».

На сцене появляется Кондрусев Игорь Викторович, заместитель главы городского округа по социальным вопросам. «Самая благородная и самая трудная профессия - ваша», - обращается он к социальным работникам. Социальные работники согласны. Девушка в алом платье, пожалуй, тоже.

«Заявляется дедуля один субсидию оформлять, сохранный вроде бы, бодрый, коробку конфет подарил, сливочную помадку. Приходит и жалуется: нет житья от зятя. Зять просто объявил мне войну, издевается и не дает покою. Козни, говорит, строит, и силы мои на исходе. Помогите, просит, я человек старый, больной, и не к кому больше. А в чем дело, спрашиваю, дедушка? Чем зять провинился, какие козни, перечислите эпизоды. Эпизод у нас один, отвечает немедленно, что ни вечер, так зять обращается в орла и залетает в мою комнату. И не просто так залетает, а норовит меня пребольно клюнуть в лоб, а то и выклевать глаз. Вы же знаете, какой хищный у орла клюв! Так вы дверь бы закрывали, дедушка, спокойно предлагаю, он и не будет глаза выклевывать. Конечно, дочка, отвечает, я закрываю дверь. Да только он же через замочную скважину проникает, мерзавец. К слову сказать, я всегда тесто для пирожков делаю сама, это так просто. Без опары, без молока - дрожжи, мука и вода».

К сцене быстрой чередой проходят нарядные женщины за наградами – почетными грамотами, дипломами и благодарственными письмами. У ступеней установлен специальный молодой человек – предлагает дамам руку, помогает преодолеть препятствие, улыбается. Дамы пугливо сторонятся его, взбираются самостоятельно. Парикмахерские пышные укладки блестят лаком. Внезапно церемония прерывается песнями и плясками – танцоры в русских народных костюмах исполняют вечную «Эх, Самару-городок», сверкают бубны, рвется телом гармонь. Девушка в алом платье слегка пританцовывает у подножья сцены.

Председатель губернской думы Сазонов Виктор Федорович сменяет музыкальный коллектив; в черном хорошем костюме он выгодно отличается от распаренных танцоров с поникшими кокошниками. «Громадный труд и громадное сердце, вселяющее уверенность в завтрашнем дне», - характеризует Виктор Федорович специфику работы виновников торжества. - Ни для кого не секрет, - продолжает он под аплодисменты, - что Самарская губернская дума является своего рода диалоговой площадкой власти и общества». Социальные работники напряженно вслушиваются, будто бы председатель сказал что-то вроде «проблема личностной адекватности творчества была и остается одной из основных и актуальных в художественной жизни», или «сама экзистенциальная ситуация современного человека тоже вовлечена в парадоксальную симулятивную темпоральность». Девушка в коротком алом платье с золотыми элементами бодро прогуливается близ сцены. Журналисты подозревают в ней конкурирующую фирму, возжелавшую сделать лучшие фотографии с Сазоновым, и оттирают единым профсоюзным плечом.

«Инвалид первой группы, милая дама, что-то такое у нее с сыном – то ли сидит, то ли уехал куда. Встречает меня и говорит: «Пройдемте со мной в туалет! Пройдемте! Вы сами убедитесь, что соседи устраивают оргии с участием несовершеннолетних». Идем в туалет. Устраиваемся между унитазом и кошачьим лотком. Милая дама хорошо вооружилась, у нее фонендоскоп, она прикладывает его к стене и комментирует: «Вот! слушайте! Начинают! Давайте делать замеры». Какие, говорю, замеры? Фактические, отвечает, замеры, я, говорит, как раз рулон миллиметровой бумаги принесла, строить кривую... И очи прямо горят у нее, горят! А если говорить о дрожжевом тесте, то я предпочитаю сдобное. Например, тесто для шанежек: оно подходит под водой, я ставлю с вечера, утром быстренько пеку булочки и начиняю их масляным кремом. Крем тоже сбиваю сама».

«Звезда шансона Олег Федотов!» - со счастьем выкрикивает конферансье. Олег Федотов, худощавый молодой человек в профессионально потертых джинсах, энергично овладевает микрофоном и поет про главную дорогу, что ведет всегда домой. Про «голуби летят над нашей зоной, голубям преграды в мире нет» – не поет. Но перспективы есть. «Хочу пропеть вам все свои песни!» - делится замыслами певец.

После стремительного вручения почетных грамот и благодарностей министерства здравоохранения и социального развития на сцену живо взбирается девушка в алом платье с золотыми вставками и оказывается Илоной Орлан, и тоже исполнительницей шансона . Илона Орлан сильным голосом заводит известную по прошлому лету композицию Елены Ваенги. Одновременно танцует. Социальные работники осторожно переглядываются. В смежном помещении накрывают фуршетный стол – чередующиеся красные и желтые скатерти флагом буржуазной и властной Испании, родины пиратов. Сервировка строга: шампанское и картонные стаканчики. Вольный ветер подхватывает элементы декора и небрежно швыряет на пол. «Желаю, чтоб вы все были здоровы и чтобы над вами сияло солнце ярче, чем на Мадагаскаре!»

«Женщина одна, у нее ребенок - инвалид, причем оба ребенка. Бывает же так! А еще говорят, что в одну воронку дважды бомбы не попадают. Первая девочка у нее родилась с патологией - аплазия правой верхней конечности, отсутствует предплечье и кисть. А второй мальчик – киста головного мозга, можете себе представить? А еще у нее свекор, муж не знаю где, а свекор - пожалуйста, такой древний уже старичок, мы ему еще ходунки брали в аренду, в синагоге, неважно. Всегда веселый, смеется, шутит! А тут как-то прихожу, сидит – и грустный. Я прямо опешила. Что это, говорю, вы такой грустный? А он отвечает: «Я просто сегодня не танцую». А наутро умер, и совершенно не залежался, как эта женщина боялась. Я вам вот что скажу: уже пятый год мы мелем муку вручную, на домашней мельнице. Она мелет не только зерно, но и пряности: гвоздику, перец,, анис и так далее. Когда мелешь зерно с пряностями - дома стоит особый удивительный аромат, словами не передать! Простое зерно, только что смолотое - ароматное, пахнет свежим хлебом, и мука после жерновов выходит тёплой».

Вновь на сцене – Олег Федотов, тематически дарит слушателям песню «Зацелую». «Ты мое маленькое чудо, ты мой долгожданный причал», – доверительно обращается он к социальным работникам. Социальные работники хихикают в почетные грамоты. «А сейчас – соло!» - анонсирует певец неожиданно. При полном отсутствии музыкальных инструментов его заявление немного смущает. Но, может быть, звезда местного шансона вкладывает в понятие «соло» иной смысл.

«А мы прошлый год сахар варили, из свеклы-буряка. Пропарить свеклу часа два-три, нарезать кусочками, отжать. Полученный сироп отфильтровать и уваривать. Важно не пропустить момент. Сироп сливать для кристаллизации, когда он станет тягучим. Это с опытом придет… Но главное-то что? Все нам нужно делать самим, девочки. Все самим, и пусть каждый умеет делать все. Только так выживем».

Пробки из-под шампанского выстреливают одиночными залпами. Если ты социальный работник, ты всегда – тяжелоатлет, и только раз в год – футболист.

Наталья Апрелева

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42