Печать

rost2 21 октября в Самарском художественном музее состоялось открытие выставки Юрия Роста «Групповой портрет на фоне мира».

 

Если бы Юрий Рост в день открытия взял в руки фотоаппарат, получился бы и групповой портрет на фоне Самары, так много желающих пришли увидеть его работы и его самого.

«Многие фотокарточки выходят случайно. Я могу ошибаться с экспозицией, но мне все равно. Фотохудожник – ненавижу это слово»

rost3
Выставка удивляет сочетанием смелых глаз и робкого взгляда. Люди, которые привыкли быть в центре внимания. Они – знаменитости. У каждого твердый взгляд. Даже когда он не обращен в объектив, сама осанка выдает их привычку к камере. И рядом – самые обычные работяги. И смотрят они в камеру робко, неуверенно, словно говоря «да что меня снимать то». И вот здесь, в выставочном зале Самарского художественного музея, эти простые люди, о которых никто никогда не слышал, почти плечом к плечу располагаются с самыми известными людьми своего времени. Где еще, как не здесь, слесарь может соседствовать с Фаиной Раневской.

Фотография воздушного шара особенно пленяет внимание. «Самый безопасный способ путешествия во времени» окутан облаками или туманом, а внутри – сами путешественники, чьих лиц, увы, не разглядеть. Этот шар как будто и переносит ко всем этим людям, чьи портреты висят в зале. Это встреча лицом к лицу.

rost1
Все-таки у черно-белых фотографий особая магия по сравнению с цветными.

«Фотограф – это вор. Мы берем изображение, которое нам не принадлежит»

На следующий день Юрий Михайлович провел творческую встречу с самарцами. Желающих набралось столько, что у работников музея просто не хватило стульев. Людей это не особо смутило, многие стояли до конца выступления.

Каждая фотография – воспоминание. Смешной случай, серьезный разговор, урок – для зрителей. Это уже были не просто фотографии. Лекция Роста стала путешествием по его воспоминаниям. Тут и Гоги Харабазде босой в бархатном костюме. И история о том, как ему нарисовали потом ботинки. Битов, который показывает Пушкину его прародину, а Тарасов рядом играет на барабане музыку пушкинской прародины.

Рост рассказывал, его фотографии рассказывали. Люди на фотографиях рассказывали.

«Моментальное фото может поймать человека в любой момент. Фотограф теперь чувствует власть. И сейчас это опасно. Люди сами становятся агентами Большого брата Оруэлла»

rost4
Но не только воспоминания захватывали Юрия Роста. Он говорил и о различиях между цифровой фотографией и пленочной. Мое поколение еще застало последние пленочные фотоаппараты, но особо мы с ними не связывались, в отличие от наших родителей. С пленкой нужно было работать бережно, каждый кадр на счету. С цифровой фотографией так уже не церемонятся. 500 фотографий за одну съемку – это минимум. Сейчас еще и мобильная фотография присоединяется. Посоветовал Юрий Рост относиться бережно не только к своим фотографиям, но и к фото других людей.

«Нужно смотреть и наблюдать. Фотографировать надо глазами. Фотографы смотрят на мир через стеклянную призму, не ощущая запаха, вкуса и так далее»

Это была не просто встреча с талантливым человеком, который рассказал о своей жизни и работе. Это были и совет, и урок, и вдохновение. Совет – относится бережнее к фотографии. Урок – не фотографировать бездумно. Вдохновение – что иногда даже самый простой кадр может стать шедевром просто по воле случая. Эту триаду многие и унесла с собой из зала.

Виктория Анистратова