Печать

королева

Английский телесериал «Белая королева» поставлен по книгам писательницы Филиппы Грегори, рассказывающим историю периода, получившего название Войны Белой и Алой Розы. 


Англия, последняя треть XV века, королевское семейство Ланкастеров свергается королевским же семейством Йорков (они кузены, коротко говоря, потому серия романов и названа автором «Война кузенов»; леди с воображением, не правда ли?), а потом Йорков свергает столь же родственное им семейство Тюдоров. 
Отмечу один момент, который меня и удивил, и позабавил. Создатели сериала, вслед за леди Грегори рисуют историю «войн мальчиков, в которых за ниточки дергают девочки». За буйных братьев Йорков (Эдварда, Джорджа и Ричарда), терпеливого Генри Тюдора и прочих мужчин помельче все самые важные решения (путем влияния, подталкивания или даже «просто магией») принимают их жены и прочие родственницы. Ну, чего еще было ожидать от писательницы, на самом деле.
Меня же позабавило (насколько вообще история с убийствами и казнями может забавлять) то, что специально ли, или случайно, без умысла авторов, картина, рисуемая «девочками», получается ни на грамм не умнее, не добрее и в целом не лучше, чем это получалось бы у «мальчиков». Главная героиня первого (и пока единственного) сезона, королева Елизавета Вудвилл, выходит замуж за Эдуарда Йорка без согласия всесильного «делателя королей» лорда Варвика. Но не делает даже и намека на то, чтобы как-то с ним помириться или хотя бы объясниться – сразу, как дикобраз, выставляет шипы и начинает капать мужу на мозги, что Варвик, а заодно и брат мужа Джордж – тайные враги. И получает мятеж, в котором гибнет ее сын от первого брака и брат (оба любимые). Спустя годы, после смерти Эдуарда, Елизавета, ничему не научившись, пытается отстранить от регентства Ричарда Глостера – и ее второй любимый брат гибнет на плахе. А ведущая себя абсолютно в том же стиле жена Ричарда Анна Невилл кончает тем, что  теряет единственного сына и сама умирает.
Единственной умной женщиной в сериале становится Маргарита Бофорт, мать еще одного претендента на корону Генри Тюдора. Сперва охваченная «боевым духом Ланкастеров», она тоже пытается «всех убить, одной остаться», что и приводит к смерти короля Генриха и его сына. И лишь тогда, когда она, наученная горьким опытом, смиряет гордыню и начинает льстиво прислуживать Елизавете, плетя козни тайно и улыбаясь явно, у нее «все получается».
Такая вот интересная мораль: в управлении государствами и прочих политических интригах «девочки» совсем не лучше «мальчиков», а то и похуже. И даже писательница-феминистка не очень помогает…

Дмитрий Копалиани