Печать
st original

Две самарские старушки – то есть на сказать, чтобы уж окончательные старушки, просто две дамы 1957 и 1958 года рождения, по официальной версии, которая, впрочем, оказалась фейком производства самого ТТУ (что, безусловно, рекомендует ТТУ как весёлую и находчивую организацию) – итак, две дамы, нагулявшись в первый майский день и слегка опьянев от простительных по случаю праздника возлияний, угнали трамвай.

Пережив острое разочарование после слишком скорого разоблачения этой первомайской, а не первоапрельской, и оттого особенно тонкой мистификации, сначала хотелось крикнуть: «Автора!», а потом обидеться и, всхлипывая, пробубнить: «А ведь мы вам поверили».

Обиду и разочарование тут никак не спишешь на нашу первобытную готовность хавать разнообразную муть, всегда поставляемую доверчивому читателю и зрители в богатом ассортименте, от порчи-сглаза и первоапрельских злоключений штурмовика ИЛ-2, который ежегодно исчезает с постамента (и ведь, что характерно, в конце концов накаркали: самолёт с пересечения Московского шоссе и проспекта Кирова действительно исчез, как хармсовский человек с дубинкой и мешком). На этот раз речь идёт об утрате веры в человечество, а это посерьёзнее расставаний с полудетским карго-культом.

В городе, где три года подряд основной поток информации сводится к новостям про котлован под стадионом, фундамент для стадиона, крышу над стадионом, вдруг появились две старушки – ну хорошо, хорошо, не старушки. Две пожилые леди, в шляпках с вуалью, в митенках, с зонтиками, дальше можете сами дать своей фантазии разгуляться в любом направлении. Возможно, у одной из этих дам имелась при себе комнатная собачка с трясущимися ушами, а другая разговаривала басом и курила «Беломор». Или одна из них называла другую в шутку «дражайшей Солохой», а её подруга нервно морщилась в ответ, поводя плечом. Или нет, это были не пожилые леди, а наоборот, женщины бальзаковского возраста. Неважно.

Важно, что они полностью выпали из канона – как общечеловеческого, так и криминального: уже постфактум стало ясно, что случись подобная ситуация всерьёз, это были бы никакие не слегка подвыпившие весёлые тётки, а расхристанные бабищи с пунцовыми носами «картошкой», и не светлый Первомай бы они отмечали, а шестой развод одной из них, многодетной матери, обитательницы рабочей окраины. И не трамвай бы они угнали, а просто брели по проспекту Металлургов, цепляясь к раздражённым прохожим, а потом, сипло спевая «Вот кто-то с горочки спустился», рухнули бы в газон удручёнными лицами вниз, откуда бы их забрал полицейский патруль.

Дальше всё понятно – невзрачная новость в ленте криминальной хроники, читаем, позёвывая, забываем через секунду: мало ли в Бразилии Педро, самарские окраины всегда славились этим типом женщин, пьяно лютующих по всякому уважительному поводу, а то и вовсе без него.

Фейковый же сюжет сложился из редкого сочетания оригинальности и достоверности. Не знаю, известно ли имя того доброго человека или, может быть, коллектива авторов, которые от нечего делать взяли за основу интриги путешествие по городу на похищенном трамвае, но ясно же, что эти люди достойны всех на свете «Оскаров» и «Гонкуров» – когда хорошая история возникает буквально из мыльного пузыря, её создателя необходимо ублажать, возлагать к его ногам пышные дары, возносить ему хвалу, и вообще, холить и лелеять, а не супить брови, осуждая за легкомыслие.

А если кто насупился, оскорблённый этим весёлым розыгрышем, ступайте водить хороводы вокруг стадиона, вдруг без вашей серьёзности, как говаривала моя бабушка, «не освятится».

Екатерина Спиваковская