Печать

gnom

Хороший рассказчик знает: чтобы история получилась интересной, в ней непременно должен быть гном в бирюзовом колпаке. Вот как раз такая история - с намёком на очень серьёзный смысл - у меня сегодня и есть.

Не знаю, часто ли вам приходится ходить пешком по Московскому шоссе, но думаю, что нет. Скорее всего, вам приходится ездить на машине или на троллейбусе, и это значит, что вы с ужасом ждёте лета, когда из-за перекрытых фрагментов дороги вам придётся торчать в пробках в 40-градусную жару.

А я вот очень часто хожу пешком по Московскому шоссе, и оттого знаю некоторые его тайные особенности.

Предположим, вы - гном-путешественник, который живёт в палатке на северо-западной оконечности парка имени Гагарина, у ворот, смахивающих на ломтики сыра “маасдам”. Допустим, вы хотите наведаться в магазин иностранной литературы “Букхантер” (вы не находите, что это звучит немного зверски?), а потом заглянуть в “Золотое яблоко”, чтобы сначала застрять в крутящихся дверях на входе, а потом - зазвенеть всеми карманами и кошельком на выходе. Вы надеваете свой бирюзовый колпак гнома-путешественника и отправляетесь в путь. Идти надо по той стороне, где находится учебное заведение, которое в старину называлось очень просто - институтом связи, а сейчас оно называется такой смешной аббревиатурой, которую я, пожалуй, не стану тут писать, чтобы не отклоняться от генеральной линии. Можно, конечно, идти и по противоположной стороне, но если вы опытный путешественник (а вы именно такой - ведь бирюзовые колпаки выдаются только опытным путешественникам, это давно известно), то вы знаете, что на той стороне плохой тротуар. Больше того, когда плохой тротуар заканчивается, начинается яма - перекладывают коммуникации. Яма эта заканчивается у столба на остановке “Автовокзал”, и потому вам просто надо спокойно идти по другой стороне улицы до автовокзала. Потом переходите дорогу и топайте мимо Ботанического сада. Если у вас есть время, загляните в Ботанический сад, посмотрите на редкие виды растений. Только помните, что он работает только до шести часов, а в выходные дни и вовсе заперт на ключ. Может быть, кого-то удивит такой график работы Ботанического сада, как он удивляет, например, меня, но гномы-путешественники принимают его как должное: в своё время они начитались Джека Лондона, и теперь, подобно его мужественным героям, принимают как должное разные невероятные вещи, в том числе и существование Ботанического сада, в котором невозможно погулять в выходной день.

Так вот, предположим, вы уже достигли цели, посетили магазин “Букхантер”, купили себе “Сагу о Форсайтах” на языке оригинала, а в “Золотое яблоко” и вовсе передумали заходить, руководствуясь здравым смыслом: ведь не всякий гном-путешественник удержится от излишних трат в отделе парфюмерии. Поэтому вы благоразумно идёте домой, к парку имени Гагарина, чтобы насладиться чтением Голсуорси, расположившись на первой весенней травке в кущах за баскетбольной площадкой. Ах, да, кстати, о баскетбольной площадке. Она больше не баскетбольная - помните ли вы ту прошлогоднюю историю, когда баскетбольные штанги на этой площадке похилились от лёгкого удара детским мячиком? После этого баскетбольную площадки сделали футбольной, остроумно приварив к ограде жёлтую трубу, символизирующую ворота. Баскетбольной площадки теперь в парке нет, но зато есть целых два велосипеда: один - большой, выкрашенный в оранжевый цвет, а второй- крошечный, как две капли воды похожий на ту проволочную даму в шляпке, которая украшает собой сквер имени Пушкина. Этот крошечный велосипед выглядит, как родной брат этой дамы, и поэтому очень хорошо, что мудрые декораторы нашего города щедро развели их по разным парковым зонам, потому что иначе можно было бы заполучить синдром Стендаля, увидев в одном и том же месте настолько похожие - скульптуры? Поскольку я не уверена, что велосипед - это скульптура (да и дама, пожалуй, под вопросом), то лучше назову это инсталляцией. Мало кто понимает значение этого слова, поэтому можно пользоваться им совершенно безбоязненно.

Итак, уважаемый гном-путешественник, вы возвращаетесь по Московскому шоссе в свой парк имени Гагарина, и ваш бирюзовый колпак радует глаз всякого встречного. Вот вы дошли до автобусной остановки “Автовокзал”, и тут необходимо вспомнить, что дальше перед вами простирается сплошная яма, после которой - плохой тротуар. Следовательно, вам нужно перейти на ту сторону улицы, где находится сам автовокзал, жилищный комплекс с громким названием “Город Мира”, а в перспективе - институт связи, который теперь называется непонятно как. И вы, полный благих намерений, становитесь рядом с толпой других сограждан - в самых разнообразных колпаках, но такого бирюзового, как у вас, нет ни у кого! - возле светофора.

Первые две минуты вы сохраняете душевное равновесие. В конце концов, Московское шоссе - весьма оживлённая магистраль, и потому красный свет меняется на зелёный не слишком скоро: так было всегда. К исходу третьей минуты вы начинаете переминаться с ноги на ногу (кстати, ботинки у вас тоже бирюзовые), к исходу четвёртой включаете мысленный счётчик. Рядом с вами томятся две молодые девушки, одна старушка, трое мужчин средних лет, две мамы с маленькими детьми и один совсем древний старик. Все они с надеждой смотрят на светофор. Там по-прежнему горит красный свет.

На противоположной стороне улицы возле светофора тоже скапливается небольшая кучка народа, который точно так же, как вы и ваши товарищи по ожиданию, нетерпеливо топчется на месте и временами подскакивает. Однако между вами и ими есть принципиальная разница. Столб, возле которого стоите вы, просто замотан в красную полиэтиленовую сетку - возможно, из соображений безопасности, ведь эта часть улицы перерыта. И никаких кнопочек для переключения светофора на этом столбе нет.  Зато на той стороне улицы стоит совершенно великолепный столб без красной полиэтиленовой сетки и с пультом для переключения светофора. Достаточно нажать на кнопку - и через несколько секунд красный свет поменяется на зелёный.

Вы внимательно смотрите в толпу людей напротив и понимаете, что никто из них не собирается нажать заветную кнопку. Тогда вы принимаетесь разрабатывать план действий. Вы прикидываете, кем лучше обернуться, чтобы очутиться на той стороне улицы и нажать на кнопку: рысью? чайкой? а может быть, обыкновенной дворняжкой? Гномы-путешественники, если этого требуют обстоятельства, могут превращаться в любое животное или растение. Вы ещё раз всматриваетесь в толпу людей напротив и понимаете, что с ними всё в порядке. Они наверняка хорошо позавтракали и отлично соображают, но что-то мешает им нажать на кнопку.

Может, перебежать через дорогу? - прикидываете вы. Нажать на кнопку и быстренько вернуться сюда!.. Вы даже готовы сделать именно так, но поток машин - этот поток машин! Вы в отчаянии понимаете, что пошла уже шестая минута вашего ожидания, как вдруг на противоположной стороне улицы на ваших глазах разыгрывается драма. Вы видите, как у некоего молодого человека, которому и не нужно было переходить дорогу, вдруг сдают нервы. Да, вы видите собственными глазами, как от остановки отделился молодой человек,  мирно поджидавший своего автобуса, подбежал к кнопке, нажал на неё и тут же вернулся обратно. Через несколько секунд загорается зелёный свет, и вы спокойно переходите дорогу. Народ, который идёт с вами, явно чувствует себя слегка сконфуженно, но куда сильнее сконфужены те, кто идёт вам навстречу! Ведь у них-то БЫЛА кнопка, а у вас - нет.

Вы очень долго думаете - что это было? почему никто не нажимал на кнопку? кто он, наш спаситель, этот сообразительный и крайне нетерпеливый молодой человек, который не вынес каких-то шести-семи минут коллективного ожидания? Ответов на эти вопросы у вас нет, но зато есть “Сага о Форсайтах” в оригинале и нарядный бирюзовый колпак. Надвинув его на глаза и подложив книжку под голову, вы быстро засыпаете в кущах парка имени Гагарина, и видите сон, где происходят события, проливающие свет на случившееся. Однако проснувшись, вы ничего не помните, кроме этой странной сцены: толпа людей молча стоит около светофора и никто, никто не нажимает на кнопку.

Екатерина Спиваковская