Коричневое

Создано 29.04.2013 10:26


В современной феноменологии есть четкое различие между Другими и Чужими

 

Другие – это люди, придерживающиеся отличных от тебя взглядов, имеющиеся иные системы нравственных ценностей, поклоняющиеся неведомым тебе богам и носящие одежду, которую в твоей среде носить не принято. А Чужие – это и не люди вовсе.

С Другими можно спорить, им необходимо что-то доказывать, искать компромиссы, находить консенсус. С Чужими проще – их (в случае несогласия с твоей точкой зрения) нужно уничтожать. Как микробы, как бешеных собак.

Уровень цивилизованности общества и определяется во многом способностью к диалогу и крепостью собственных установок – моральных, профессиональных, целевых. То есть тем общество разумнее, чем число групп «Чужих» среди всех групп «Других» меньше.

Все исторические примеры свидетельствуют, что вражда между государствами, между этносами или социальными стратами возникала исключительно оттого, что одной из противостоящих сторон (зачинщику конфликта) в какой-то момент начинало казаться, что её благополучию мешают чьи-то козни. Козни Чужих. И все системы этой стороны – экономическая, политическая, военная, образовательная – начинали перестраиваться в целях уничтожения этих Чужих. Подчеркну – не большинство исторических примеров, а все.

Чем глубже  отставание одной из конфликтующих сторон от другой, тем тщательнее идет подготовка к противостоянию. Вспомните самое разрушительное противостояние ХХ века – Вторую мировую войну. Гитлер против всех. Почти всех. И вспомните, с чего всё начиналось? С выделения групп Чужих. Вначале в ход пошла расистская теория, согласно которой в природе существует неравенство, в том числе между этносами, поэтому евреи, используя идеи равенства, просто хотят перехитрить немцев в расовой борьбе и морально разлагают германский народ.

Затем к евреям присоединились цыгане – результат «деградации, произошедшей в результате ассимиляции представителей арийской нации и народами, находящимися на более низких ступенях развития». Потом пришла очередь гомосексуалистов, за ними – сторонников коммунистических взглядов, за ними – славян… И далее, как говорится, везде.

И методы взаимоотношений не различимы – уничтожение, и никакого диалога.

И всякий раз, когда откуда-то доносится призыв поставить какую-либо социальную группу «вне закона» – вместо того, чтобы начать серьезное обсуждение проблемы, – ничего, кроме ощущения опасности, не возникает. Таковы уроки истории.

Когда воронежские казаки потребовали санкций против «главного врага русского языка» и «воронежской речевой культуры» профессора местного университета, «представителя западных фондов» и «носителя отчества – Абрамович», можно было просто насторожиться и списать казачью осведомленность в лингвистике на усиление борьбы за пост декана филологического факультета.

Когда полковник, атаман станицы Красноглинская, отставной самарский милиционер пишет открытое письмо ректору университета с требованием избавиться от преподавателей, в своих публицистических статьях твердо отстаивающих важнейшее общественное значение принципов толерантности, – это тоже можно списать на недостатки гуманитарного образования у сотрудников силовых структур.

Когда казачество, в своем возрожденном виде – уже не этнической группы, а межнационального сообщества, в которое в 90-е годы добровольно вошли и татары, и немцы, и евреи, – объявляют православным, – это забавно. Когда из казаков, в уставе которых прописано неучастие в политической деятельности, формируют партию – это законодательный нонсенс. Даже если набор в эту партию будет производиться не из самих казаков, а из «сочувствующих, – всё равно нонсенс (использование имени!).

Вот только не много ли совпадений, «нонсенсов», «необразованностей» и «профессиональных нечистоплотностей»? Смущает то, что никто из «здоровых казачьих сил» не выступил ни с опровержением, ни с осуждением, ни с призывом вынести на Казачий круг серьезнейший вопрос о том, как всё казачье воинство относится к тому, что их «однополчане» ничтожно сумняшеся формируют вокруг себя врагов. Чужих. Чтобы не было многосмысленностей, чтобы общество могло определиться и в своем отношении к ним, к казакам.

Это необходимо сделать, потому что любая двусмысленность толкуется против тех, кто развязывает вражду.

Виктор Долонько

Рисунок Сергея Савина

 

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42