Кино в музеях

Создано 28.03.2013 12:25


Музей модерна и тольяттинский краеведческий практически одновременно открыли у себя кинозалы

 

Если прибавить к ним самарский литературный, то получится, что рост «киноточек» в государственных и муниципальных музеях Самары и Тольятти существенно превышает соответствующие показатели учреждений, чьей специализацией является развитие кино.

С одной стороны, это здорово: концертный зал в музее, выставка живописи в библиотеке – «культурные гнезда», «мультифункциональные комплексы», а с другой… Три кинозала в музеях, а все тольяттинские театры – в кинотеатрах. Вру, один – в доме культуры.  И ни одного построенного в губернии театра за последние пять четвертей века. Приспособленные есть, отремонтированные, но ни одного, созданного специально для работы профессионального коллектива.

В почти полуторамиллионной Самаре – один государственный кинотеатр. В шести из девяти районов – в двух третях! – города нет ни одного театра, ни одного концертного зала, ни одного государственного или муниципального музея. Домики культуры – не в счет, если на дворе, конечно, XXI век, а не время «красных уголков бабушки Крупской».

Шестьдесят лет назад правительственный запрет строить «очаги культуры» определялся необходимостью латать дыры после войны, сорок лет тому строительству мешали ускоренные темпы индустриализации, двадцать – актуальность строительства всего хорошего и ломки всего плохого (культура как составная часть коммунистической идеологии – другой-то в стране не было – попала, видимо, в разряд плохого).

Но что же мешает сейчас?

Есть подтвержденная опытными данными гипотеза, что со стройкой тормозят из-за борьбы с коррупцией, потому что любое строительство увеличивает объем откатов. А,может быть, государство таким образом старается объединить предпринимателей вокруг какого-нибудь важного социального дела, отвлекая их таким образом от маниакального желания заниматься политической борьбой. Скиньтесь, говорит государство, и стройте театры, концертные залы, кинотеатры. Тогда и люди будут к вам относиться с уважением.

И государству, по всей видимости, нет никакого дела до того обстоятельства, что без воздействия на эмоции «индивидуя» невозможно добиться снижения всего того, что неуклонно растет последние четверть века – пьянства, наркомании и иной дряни. Как государство будет при этом влиять на «формирование качеств человеческого капитала» – цели, заявленной в каждом документе, в каждой директиве?

Ведь кто платит – тот и заказывает. Строят коммерсанты, значит, они и заказывают культурную политику, не строят коммерсанты, значит, политику заказывают пивные короли и водочные бароны. А государство при этом попустительствует первым, вторым или третьим.

Возможен, правда, вариант ещё более гадкий – государству всё, кроме футбола и горных лыж, фиолетово.

К тому же понятно, что предлагать детям и уж, тем более, взрослым смотреть хорошее кино и слушать хорошую музыку, – это тоталитаризм, навязывание собственных вкусов. Мне можно и возразить: театры, филармонии – это места, где люди потребляют искусство. Ну, ведь если я начну говорить о том, каковы должны быть условия, чтобы дети наши в массовом количестве устремились понимать искусство и захотели сделать первые шаги как музыканты, художники – вам на душе будет ещё гаже.

Вот федеральное министерство опять обеспокоилось низкой эффективностью подведомственных ему учреждений культуры. Как сформулировано и как понято на местах это беспокойство: денег нужно слупить за общение с художественной культурой побольше. С мамаши/папаши, что детей в музыкальные школы приводят, со слушателя-«идиота», решившего провести субботний вечер в опере. А всё, с чего слупить не удастся, – нужно закрыть: «Почему народные деньги должны тратится невесть на что? Разве можно считать эффективным содержание симфонического оркестра, если окупаемость его падает?»

А через пяток лет она вообще будет ничтожной, поскольку запросы на «услуги» (!!!) культуры от выпускников современных учебных заведений, «заточенных» на ОБЖ, НВП и физру, станут величиной бесконечно малой.

Это в Китае 100 миллионов обучается игре на фортепиано, ещё полстолько – на скрипке и четверть столько – на остальных инструментах симфонического оркестра. Это в Европе город, в котором на  полтора миллиона жителей всего шесть постоянно работающих театров, закрывают на профилактику, чтобы зараза «пофигизма» не смогла широко распространиться.

А у нас? «Сегодня кошка родила вчера котят. Котята выросли немножко, а есть из блюдца не хотят…».

Рисунок Сергея Савина

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42