«Враги» ваши

Создано 26.03.2012 11:10

В московском храме Ильи-пророка, расположенном в двух шагах от того самого места, где девять дней подряд десятки тысяч людей терпеливо выстаивали очередь к фрагменту Пояса Богородицы, испокон века хранится другой фрагмент этого самого Пояса, наделенный теми же исцеляющими свойствами, что и святыня из Греции

Стоять в очереди в этом маленьком храме не нужно, никакого ажиотажа вокруг этого кусочка Пояса нет. Истинно воцерковленные люди о нем, конечно, знают. Среди тех, кто непременно хотел прикоснуться к афонской святыне, наверняка были и те, кто посещал храм пророка Ильи – может, они и «местный» фрагмент видели и даже осязали его, но то ли он оказался менее действенным (что звучит смешно, ведь это фрагменты одного Пояса), то ли для верующего человека трудный путь к исполнению заветного желания (паломничество, многочасовое стояние в толпе, плохая погода и т.д.) все же является залогом воплощения мечты. А может быть, имеет значение просто сам факт пребывания в толпе, ведь люди туда пришли самые разные, в том числе и неверующие – те, кто наступил на горло своему махровому атеизму из соображений «а вдруг?», отчаявшись найти решение проблем в понятной реальности.

Но все стояли в одной гигантской очереди. Все были вместе. Всем хотелось одного: счастья и покоя. Эксцессов в очереди не было, все были взаимно вежливы. Никто не задумывался, чего радитакая толпа, если с той же самой целью – обрести покой и счастье - можно в любое время не торопясь пойти в соседний храм.

Сейчас такая же толпа – разная-разная, всех мастей – собралась вокруг истории с девчонками из «PussyRiot». Вот только на сей раз все хотят не счастья и покоя, а прямо противоположных вещей. Одни хотят, чтобы свершилось возмездие, в результате которого хулиганкам грозит до семи лет лишения свободы, другие хотят, чтобы их отпустили. Как обычно, первые не слышат вторых, и наоборот. И не услышат – как обычно. Это вам не к Поясу Пресвятой Богородицы кротко простаивать.

История удивительная, с какой стороны на нее ни посмотри. Вроде бы по достижении совершеннолетия абсолютно все вменяемые граждане РФ, вне зависимости от нации, вероисповедания, образования и кулинарных предпочтений, осознают, что любая провокация, в какой бы форме она ни совершалась, будь то несанкционированный митинг или дурацкийперформанс на крыше Мавзолея, может иметь последствия, трагически несоразмерные самой провокации. Ты, допустим, не любишь Путина, и в знак своей нелюбви решаешь продемонстрировать свою «гражданскую позицию». Собираешь в мешочек для мусора фекалии своего сиамского котенка по кличке Дрейфус, прогулочным шагом идешь себе по Красной Площади и с отсутствующим видом как будто ненароком высыпаешь содержимое мешочка у Кремлевской Стены. А дальше тебя сажают на семь лет. То есть могут, конечно, и не посадить. Но могут и посадить. Это уж кому как повезет.

Казалось бы, подобное знание должно нести в массы смирение, ан нет: все равно кто-нибудь храбрый и непокорный вытыкается из гомогенного общественного киселя и совершает НЕЧТО. То есть постоянно находятся люди, которые живут в России, работают в России, рожают детей в России, смотрят телевизор в России, видят из окна Россию, но ведут себя при этом так, словно им неизвестно, что Россия – это Россия. Это не гуманная северная страна Финляндия, где творческий человек признается сумасшедшим и потому государство от него великодушно отмахивается, выплачивая пенсию, благодаря которой он может беспечно предаваться своему сумасшествию, рисуя фаллосы на главном офисе госбезопасности, или сочиняя куплеты, нашпигованные табуированной лексикой.В общем, можно смелость группы «PussyRiot» трактовать, как понравится, но если не выходить за пределы корректности и не обзывать этих безбашенных девчонок идиотками, мне эта смелость представляется удивительной. Просто как явление непредсказуемой человеческой природы. Ну, правда, чего полезли? Забыли, где живете? Никогда не читали про РПЦ? Не догадывались, как вам может аукнуться ваш пестренький прикид и текст песенки? Да ладно, в самом деле, не клинические же вы дурочки. Скажите, что просто ради драйва, будет убедительнее.

Однако куда удивительнее самих «PussyRiot» реакция той самой разномастной толпы, взбудораженной задорнымперформансом в Храме Христа Спасителя. Умныеблогеры погрузились в безысходную полемику внутри себя самих. Одни говорят, что когда церковь лезет в политику, политика лезет в церковь, и надо не «пуссириоток» наказывать, а на собственные кривые рожи посмотреть, как церкви, так и политике. Другие говорят, что девки, конечно, молодые и глупые, но храм осквернять все равно негоже, поэтому наказать их, безусловно, надо, но не сильно, а так. Третьи говорят, что девушки молодцы, комсомолки, спортсменки и наконец, просто красавицы, и мир давно ожидал подобного культурного явления, и теперь мы все должны пасть ниц у ног «PussyRiot».Четвертые, духовные братья третьих, ликуют и советуют девочкам не останавливаться на достигнутом, пусть и в камере бузят, а мы отсюда будет их морально поддерживать – в общем, как говорил один персонаж, «мысленно вместе».

«Враги» вашиВот я думаю, что насчет моральной поддержки можно совершенно не беспокоиться. Тут ведь ключевое слово совсем не «поддержка», а именно «моральная», то есть в понимании большинства ораторов, этим термином злоупотребляющих, сугубо говорительная. С этим делом у нас все тип-топ: пока девчонки высиживают свою меру пресечения (сколько уже они сидят? месяц?), мы все, активно истязая клавиатуру, демонстрируем свой абстрактный гуманизм. Впрочем, вчера кто-то в знак поддержки макнулся в фонтан. Уже неплохо.

Осталось сказать о самых главных людях в этой истории, не считая самих «преступниц», – о тех, чьи религиозные чувства были оскорблены дурацкой выходкой «PussyRiot». Оскорблены настолько, что теперь верующие христиане, которые требуют сурового возмездия, периодически стали использовать в качестве довода, аргументирующего необходимость строгой кары, на редкость популярное предположение: «Вот если бы они такое позволили в мечети! А если бы в синагоге, ух! Да никто бы с ними и разбираться не стал, сразу головы бы им поотсекали, и дело с концом!». И вслед за этим – автоматическое самонакручиваниесвященной ярости: уже не за себя, а за все православие, такое доброе, душевное и всепрощающее, которое все обижают, а ведь оно не только голов никому не отсекает, но и посадить-то девах этих требует всего-то на жалкие семь лет!

Само собой, отец Всеволод Чаплин первым потребовал «неотвратимого наказания». Патриарх Кирилл счел прощение девушек «недопустимым». Я, услышав все это от служителей культа, сразу вспомнила старый анекдот: «А поговорить?». Если сама Церковь, оскорбленная в лучших чувствах, требует карать заблудших овечек, то кто же будет с ними разговаривать и наставлять на путь истинный? Весь интернет перешерстила, ответа на этот вопрос – заданный сотнями юзеров, призывающих отпустить феминисток из опальной группы на свободу, - так и не нашла.

С этого места начинаются одни вопросы. Я ничего не понимаю. Как же быть? Мне странно, что именно верующие христиане и сама РПЦ возглавляют ряды тех, кто никак не пожалел этих девушек. Что и когда я пропустила, если теперь такая безжалостность – в порядке вещей?Если для Церкви нормально создавать ажиотаж вокруг одного фрагмента Пояса Богородицы, в то время как другой фрагмент этого же самого Пояса всю жизнь находится в храме за углом, то, может быть, для этой же самой Церкви призыв к строгому наказанию совсем молодых женщин, которые, как любой из нас, имеют право на ошибку, - может быть, теперь и это норма?

Между тем одна из участниц группы попросила Всеволода Чаплина о личной встрече. Ау, батюшка, вы, надеюсь, и без наших подсказок вспомните вот это:«Вы слышали, что сказано: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». ("Еванг. от Матф.", гл.V, ст. 43-48.) - и согласитесь?

Екатерина Спиваковская

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42