Коля-музыкант и другие

Создано 08.02.2012 12:25

alt

Губа у наших кандидатов в президенты не дура. Добро бы они поступили как простые люди, навербовав себе в доверенные лица таксистов и школьных учительниц.

Так нет же - культовая личность на культовой личности едет и культовой личностью погоняет. К тому же все они преимущественно из сферы искусства, к которому наши выдвиженцы питают особую слабость. Вот, например, одно из доверенных лиц Путина - певица Нетребко. Это примерно то же самое, как если бы я, баллотируясь на должность президента РФ, пригласила к себе в доверенные лица модного нынче актера Бенедикта Камбербетча. Репутация - тонкая штука, и даже при огромном таланте лучше не переступать определенных границ, но если обладательница уникального сопрано согласится пойти к Путину в экономки или выскочит за него замуж, я все равно буду ее слушать, потому что мне нравится ее голос. Тем более я не собираюсь ее бойкотировать только из-за того, что эту оперную диву вовлекли в глупые политические игры (не сама же она пришла в Кремль, прервав гастроль, и не сама же сказала: "Путин, возьмите меня в доверенные лица!"). Она, скорей всего, плохо представляет себе ущерб, нанесенный ее человеческому имиджу, поскольку слишком много времени проводит в иноземных государствах, что ей, как великой певице, по статусу и положено. При такой адской успешности догадываться, что на ее исторической родине далеко не всё пребывает в состоянии оперного шика и блеска, ей попросту некогда. Так что пусть поддерживает, кого угодно, только бы голос не пострадал.

С остальными все не так, выражаясь языком другого кандидата, однозначно. Мне вот интересно, что все-таки делать с Говорухиным. В том же самом смысле, в каком всегда было интересно, что делать с Михалковым, который весь - словно пазл с недостающими элементами. Как собрать воедино Михалкова, упрекающего японцев за некорректное отношение к природе, которая будто бы отомстила целой нации, устроив им Фукушиму, и Михалкова в одном-единственном эпизоде из балаяновских "Полетов во сне и наяву", где в крошечном эпизоде актер-режиссер не побоялся сыграть худшее из самого себя реального? Я сто раз пыталась, не получается у меня один Михалков, получается два-три, иногда четыре, но не один. Может, и с Говорухиным такая же петрушка? Может, один из лучших советских сериалов снял один Говорухин, "Так жить нельзя" - второй, в "Ассе" и муратовских "Серых камнях" сыграли третий и четвертый, трубку курит пятый, а доверенным лицом Путина является вообще какой-нибудь шестой Говорухин, к которому первые пятеро никакого отношения не имеют? Как же к этому относиться? Демонстративно выключать телевизор всякий раз, когда будут показывать "Место встречи изменить нельзя"? Да как-то странно, особенно если учесть, что самому Говорухину до этих демаршей нет никакого дела. И, кстати, об "Ассе": как быть с Сергеем Бугаевым, он же Африка, он же - коллега Михалкова и Говорухина по доверию Путина? Это получается, что вся моя юность теперь коту под хвост только потому, что парень с серьгой в "не том", как язвительно намекали кинокритики, ухе, вырос в скучного дяденьку, которому настолько скучно, что даже привычная ему музыкальная контркультура не смогла уберечь его от столь опрометчивого шага, как публичное участие в предвыборной кампании одиозного лидера.

То-то и оно, что все это - не просто некая группа респектабельных деятелей культуры, которые "не хотят крови" или "хотят стабильности". Меня вообще с души воротит, когда я вижу эти умные лица, которые важно шевелят губами и произносят, что стабильность - наше все. Никто не хочет крови и все хотят стабильности, просто если в осмыслении первого пункта все мы солидарны, то стабильность каждый видит по-своему. Стабильность, которая есть у Олега Табакова, Юрия Башмета, Дениса Мацуева или Игоря Бутмана, не имеет ничего общего с той стабильностью, которая до смерти радует пресловутую школьную учительницу, если ей удается без проблем прожить от зарплаты до зарплаты. Совершенно иной, чем Валерию Газзаеву или братьям Запашным, представляется стабильность практически всем журналистам из тех, кого я знаю более или менее хорошо: если, например, братья Запашные получают бодрящую дозу адреналина от общения с хищниками из семейства кошачьих, то редкий журналист с тем же драйвом вымучивает из себя заказную статью ради приличного заработка.

Но самый главный и самый печальный секрет этого списка не в том, что страшно далеки от народа доверенные лица. Самый печальный секрет в том, что почти у всего населения России, пережившего перестройку в сознательном возрасте, связаны те или иные романтические ассоциации с именами того же Бугаева или Расторгуева, который лаконично обозначен в списке как "музыкант" (таки обзавелся наконец Владимир Владимирович и своим "музыкантом", менее буйным, чем Юра, но все-таки олицетворяющим народное начало - "Комбат-батяня" и все такое прочее). И не потому так грустно натыкаться на имена уважаемых людей в этом списке, что они решили поддержать Путина - у нас, в конце концов, демократия, - а потому что "всё миновалось, молодость прошла". Романтика накрылась медным тазом. Всем хорошо. Всем стабильно. Все идут туда, куда сказано. Никто не хочет слышать голоса здравого смысла. Ну, или хотя бы голоса тех, кто живет немножко по-другому. Было поколение дворников и сторожей, стало - поколение гладких и ухоженных представителей истэблишмента. То ли шеи так заплыли, что по сторонам люди разучились оглядываться и видеть, что окружающий мир не так благополучен, каким видится с их социальной ступеньки. То ли просто не хочется ничего видеть, кроме самих себя.

Екатерина Спиваковская

Фото - РИА "Новости"

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42