Плачущие шпионы, или Как я не поняла Великое Кино

Создано 10.01.2012 12:13

Плачущие шпионы, или Как я не поняла Великое Кино

Про фильм Т.Альфредсона «Шпион, выйди вон!» по роману Дж.Ле Карре

Забыли пароль? Я спрашиваю: забыли пароль?

Мало того, что не забыли, но вас еще и ничуть не удивляет этот странный вопрос. Как не удивляет и то обстоятельство, что у вас вообще есть пароль, и чаще всего - далеко не один. Какой же русский не любит фильмы про шпионов. Особенно тот русский, который сутками елозит в интернете, где к нему то и дело лезет невидимый шептун с глупым вопросом: "Забыли пароль?". И вообще, можно ли не любить фильмы про шпионов, если каждый из нас и так уже давным-давно шпион, только без надлежащего денежного пособия? Каждый хоть раз в своей виртуальной усидчивости натыкался на информацию, которая неожиданно оказывалась недостаточно невинной, чтобы сознание могло спокойно ее переварить - эта информация требовала немедленного расследования и влекла за собой сложную цепочку параноидальных "прогулок по ссылкам", а те, в свою очередь, вели к непредсказуемым сопоставлениям и выводам. В общем, к просмотру фильма под игривым названием "Шпион, выйди вон!" современный российский зритель был, казалось бы, подготовлен как нельзя лучше. По крайней мере, я, изобличившая в виртуальных изменах каждого второго из двадцати своих знакомых, считала, что мы с этим фильмом просто созданы друг для друга. Ну, и потом, один мой знакомый киновед прямо так и сказал: «Это Великое Кино. Великое». Я сразу вспомнила про Джеймса Бонда. Кто скажет, что бондиана – не Великое Кино, оторвите мне обе руки.

Вспомнить бы мне заодно, что Джеймс Бонд как эталон образцового шпиона, который в огне не горит, в воде не тонет, в каждой серии с обаятельной легкостью обзаводится новой подружкой, а главное - никогда не плачет, уже давно отошел в лучший из миров, шок от просмотра картины режиссера Томаса Альфредсона был бы менее болезненным. А тут я как с первых кадров смутилась жесткой партикулярной мимикой главного героя с веселеньким именем Смайли (очевидно, по зловещей иронии Джона Ле Карре, автора экранизированного романа), так до самого финала и просидела в глубоком оцепенении, силясь понять, кто кого и зачем.

Ни вам поцелуев с красотками на крыле самолета, ни приличного "пиф-пафа" с погоней в горячей крови. То есть с кровью как раз полный порядок: бьют в этом кино отменно, кровавое месиво выглядит более чем убедительно, но с непривычки только расположишься к сладострастному созерцанию бешеного мордобоя, а он, не успев начаться, уже закончился, жертва медленно и печально утирает разбитый нос, а то и вовсе разлагается в ванне с выпущенными внутренностями. И все это не в ущерб правдоподобию, а строго наоборот: шпионская жизнь как она есть. Без мишурного блеска бондианы, с тягомотными буднями, скучными переговорами, с начальниками в сизых галстуках, рутинным истреблением противников и предателей. "Я у вас считаюсь главным головорезом", - произносит один из персонажей, и вы напрягаетесь: сейчас начнется. Но ничего не начинается, просто вас поставили в известность: перед вами - головорез. Так-так. Ждем-с дальше. "Карла заплатила за эту девушку", - вкрадчиво говорит другой, и вы снова, стряхнув надвигающуюся дремоту, оживляетесь: ага, сейчас мы посмотрим, что это за Карла такая, которая выкупает девушек. Но страшная и ужасная Карла так никогда и не появится. Я вам больше скажу, в этом фильме не появится не только таинственная Карла, но даже и Карло, которого тоже неоднократно и многозначительно поминают разными полунамеками на его финансовое могущество. Потом вы еще пару раз встрепенетесь: сначала от удивления, потому что убитый в первые десять минут персонаж неожиданно воскреснет и разоткровенничается, а потом от ужаса, когда интеллигентные английские актеры начнут радостно улыбаться и пританцовывать при звуках советского гимна. После этого вы перестанете на что-либо реагировать и будете эстетски наслаждаться отменной работой оператора. А что еще остается делать, когда ничего непонятно?

Итак, если кто-то думал, что разоблачить "крота" в художественном фильме про шпионов означает вбухать миллиардный бюджет в экшн с компьютерными гонками по автостраде, то Альфредсон разнес эти детские фантазии в пух и прах. Он проделал ювелирную работу по созданию картины, начисто лишенной признаков традиционного шпионского кино: воспользовавшись адаптированным сценарием по роману бывшего профессионального разведчика, он с чувством, с толком, с расстановкой поведал скучноватую историю разоблачения предателя, а чтобы обреченные на этот нерасторопный ритм зрители не заснули уже в самом начале фильма, режиссер собрал актеров с легко узнаваемыми, но уже весьма усталыми лицами (исключение составляют лишь красавчик Том Харди и ирреально раскосый, словно неведома зверушка, Бенедикт Камбербетч, - оба они еще свежи и прекрасны). Смотришь на эти лица и тихо радуешься: а, старина Олдмэн, привет. Колин Фёрт, дружище. Как я рада тебя видеть. А это кто? Похож на Романа Поланского, но в титрах его не было, да и вряд ли подвергшийся гонениям со стороны американского правосудия режиссер стал бы так рисковать. Ну, и что ж, все равно похож. Знакомые все лица. Приятно посмотреть.

И самое главное: в этом фильме все плачут. Если сам Гари Олдмэн в особо щемящие минуты нечеловеческим усилием воли сдерживает слезы, о которых мы догадываемся благодаря мастерству светотехника, то Колин Фёрт в момент решающих откровений рыдает, как раскаявшийся ребенок. Головорез Том Харди, лучше всех остальных загримированный под типичного европейца 70-х годов, нервно курит, мечтает о правильной жизни, хочет обзавестись семьей, но и его сигарета гаснет, отсырев от слез, когда он умоляет Смайли спасти русскую девушку Ирину, которая, как он говорит, «даже не мой тип». Тут даже я посочувствовала: все-таки сексуальный стимул в разведке еще никто не отменял, товарищи, и одно дело – вызволять из беды девушку «своего» типа, и совсем другое – так переживать из-за непонятно чего! Скупая мужская слеза скатывается по скуле брутального Марка Стронга, похожего на состарившегося и похудевшего Энди Гарсиа - и немудрено: виданое ли дело, стрелять в самого Колина Фёрта. Я бы тоже всплакнула.

Ах, да, про русскую девушку Ирину. Русскую девушку и русского агента играют русские актеры. По причине мистического совпадения фамилии обоих начинаются на знаменитую русскую букву Х: Ходченкова и Хабенский. Сильно трудиться нашим звёздам не пришлось, у каждого в картине всего лишь по три невзрачных эпизода, но зато лица у них добрые и красивые (кинокритики обычно говорят о таких - "озаренные внутренним светом"). Эти образы, несомненно, делают честь великодушию Альфредсона: мог бы, между прочим, как некоторые другие иноземные режиссеры, изобразить наших гордых и прекрасных соотечественников малограмотными олухами в ушанках.

В финале обнаруживается, что непролитые слезы Смайли-Олдмэна были слезами крокодиловыми: он получает кресло в кабинете своего высокопоставленного предшественника. Я вот всегда знала, что людям с такой сдержанной мимикой не следует чересчур доверять. Теперь вот перечитаю роман Джона Ле Карре, может, дойдет до меня, наконец, отчего они все так горько плакали.

Екатерина Спиваковская

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42