Парк Гагарина

Фабрика и кухня современного искусства


Эксперты, политики и чиновники никак не договорятся о новом наполнении уникального памятника

 

Вчера, 10 декабря, сразу после подписания соглашения о передаче архитектурного памятника «Фабрика-кухня» в собственность области состоялось заседание рабочей группы при областном министерстве культуры, которая должна определить дальнейшую судьбу здания. Предварительно озвучивалось, что там появится Центр современного искусства. Однако обозреватель «Парка Гагарина», выслушав все мнения, пришел к выводу, что сами участники группы до конца не представляют, как в итоге будет использоваться этот памятник архитектуры.

Рабочая группа отличалась и большим составом, и высоким статусом. В нее, например, вошли, заместитель министра культуры России Григорий Ивлиев, депутат Государственной думы России Александр Хинштейн, министр имущественных отношений области Юлия Степнова и министр культуры Ольга Рыбакова, председатель городской думы Александр Фетисов и мэр Самары Дмитрий Азаров. Глава города, правда, за пару минут до заседания группы ушел, перекинувшись парой слов с руководителем департамента культуры, спорта, туризма и молодежной политики мэрии Самары Татьяной Шестопаловой.

Когда все собрались, Александр Хинштейн предложил «без всяких приветственных речей и прочей лабуды приступить к сутевым вещам». Депутат представил собравшимся Александра Исакова, который рассказал о разрабатываемом сайте, посвященном «Фабрике-кухне».

- Не прошло и месяца, как мы снова слушаем его доклад, - с непонятной досадой произнес Григорий Ивлиев, который уже приезжал в Самару 15 ноября.

- А вы его в рабочую группу включать не хотите, - весело парировал Александр Хинштейн.

- Я его должности не знаю, - угрюмо проговорил замминистра.

- Я вам потом могу…. - депутат не договорил, так как Александр Исаков, должность которого парламентарий действительно так и не назвал, начал уже рассказывать и показывать.

Логотип центра выглядит как вид здания сверху – стилизованный серп и молот. Сайт называется Фабрика-кухня.com. Доменное имя .рф, оказывается, уже кем-то занято. Но Александра Евсеевича это не смутило.

- Мы с тобой отдельно потом поговорим, я думаю, найдем возможность забрать, - обращаясь к Александру Исакову, пообещал депутат.

- Да? - удивился тот, - ну хорошо.

Александр Исаков продолжил. Он рассказал и показал какие основные блоки содержит сайт – это новости, обсуждение, контакты, исторические сведения о здании, конечно же, фотографии и компьютерное моделирование того, как здание будет выглядеть в будущем, статьи об архитектуре 30-х годов 20 века. Когда Александр Исаков закончил, Александр Хинштейн обратился к залу:

- Коллеги, как вам сайт, есть какие-либо суждения?

Зал несколько секунд молчал, потом женский голос с интонацией очевидности произнес:

- Хороший, деловой сайт.

- Можно я? - спросил у кого-то разрешения Григорий Ивлиев.

- Вам можно все, - Александр Евсеевич взял на себя роль модератора. Вообще, если бы не он, мероприятие для человека, далекого от культуры, архитектуры и искусства, выглядело бы, наверное, скучным. Вместе с Ольгой Рыбаковой, которая подключилась к обсуждению чуть позже, они вносили в обсуждение необходимое оживление.

- Насколько я понимаю, там будет весь авангард, но авангард и архитектура советского периода тоже как-то структурированы. Здесь нужен иной подход. Нужно какую-то науку привлечь для обсуждения. Вы же лучше меня знаете, у нас, например, в федеральном методическом совете есть секция «Советская архитектура».

— Мы уже взяли оттуда человека в состав рабочей группы, - казалось, Александр Евсеевич наперед знал, что скажет Григорий Петрович.

— Но тогда, - продолжал замминистра, - если выделяется одно направление, которое привязано к «Фабрике-кухне», то назовите, как оно у вас в архитектуре называется. Иначе не будет четкости. Второе, нужно привязывать сайт к содержательной деятельности, и эти направления называть.

— Однозначно, - Александр Евсеевич, видимо, в последнее время много общался с Владимиром Вольфовичем.

— И третье, само название «Фабрика-кухня». Я в кулуарах уже говорил, что наша идея рассчитана все-таки на значительные слои населения, поэтому мы должны с первой страницы слышать о Центре современного искусства. Не просто как об организации или филиале московского центра современного искусства. Многие проекты, такие как «Винзавод» (Москва), «Гараж» (Москва), сразу позиционируются как центры современного искусства, никто не воспринимал «Винзавод» как винзавод. И здесь нам нужно это сразу показать.

С последним замечанием Григория Ивлиева парламентарий не согласился:

- Дело в том, что, когда создавались «Винзавод» или «Гараж», объекты не представляли, я не говорю сейчас про историко-художественную ценность, не представляли, скажем, так, ментальную ценность в восприятии жителей. Я в «Гараже» до этого не был и сейчас там не буду. А для самарцев «Фабрика- кухня» имеет особое значение, и поэтому взгляд, в первую очередь, сфокусированный именно на особенностях самого объекта, вполне понятен.

Григорий Ивлиев возражать не стал, депутат продолжил:

- Однозначно, этот сайт должен быть запараллелен с ГЦСИ (Государственный центр современного искусства), должна быть возможность перехода с нашего сайта на сайт ГЦСИ, и наоборот. Там должен быть раздел о будущем, о том, как здание должно быть использовано. Третье, нужно более четко систематизировать раздел, который посвящен другим объектам конструктивизма. Здесь давайте какие-то рамки поставим. Я предлагаю рассказывать там только об объектах, построенных в форме чего-либо.

- Можно взять самарские здания, - предложил редактор отдела культуры газеты «Волжская коммуна» Армен Арутюнов.

- Тогда мы уходим в местечковость, а это не совсем то... именно объекты в виде фигур, - не согласился депутат и тут же уточнил, - если коллеги поддержат.

Коллеги возражать не стали, тогда парламентарий озвучил еще одну идею, которую надо реализовать на сайте, а именно: возможность всем участвовать в обсуждении фабрики кухни.

«Аккаунты в соцсетях», - донеслось из зала.

«Однозначно», - Александр Хинштейн будто готовился сменить партию.

«Голосование», - снова кто-то выкрикнул в зале.

- Ну, голосование - это условно, потому что мы же понимаем, что оно никак, - депутат задумался, - слово забыл, умное есть...

- Ах, можно?! – в обсуждение вдруг решила включиться Ольга Рыбакова,

- Ну, конечно, - Александр Хинштейн так и не вспомнил умное слово.

- Сайт вообще скучный, - сходу рубанула Ольга Васильевна, - во-первых, у нас самого главного нет: цели, чем он особенный, потому что ЮНЕСКО там (здание «Фабрики-кухни» памятник ЮНЕСКО), много всяких общественных выступлений, так все боролись за его сохранение. Государство стояло напрочь. Ну, рисунок есть, ну да, ну все, для меня он скучный. К тому же бессодержательно, просто информационно сложили из того, что было, это тоже скучно. Ну да, есть сайт, ну и хорошо. Сайт он и в Африке сайт. Здесь очень все грустно, ну посмотрим фотографию, ну лестница там на фотографии, ну хорошо.

Ольга Васильевна выговорилась, после чего в дискуссию вступил директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

- Я бы хотел подискутировать с Александром Евсеевичем и поддержать Григория Петровича, вовсе не потому, что он мой начальник.

— Ну, конечно, конечно, так совпало просто, - с доброй ироничной улыбкой шутил депутат.

— Я не согласен с Александром Евсеевичем, - снова начал господин Миндлин, но его опять прервали.

- А со мной? - низкий голос Ольги Васильевны звучал как угроза.

— С вами абсолютно согласен.

— Спасибо, - Ольге Рыбаковой, по-моему, было скучно. Михаил Борисович получил, наконец, возможность продолжить.

- «Винзавод» - да, никто не знал, но Мельниковский гараж с Шуховскими конструкциями знала вся профессиональная Москва.

— Вот, вот, вот мы и пришли, - перебивая господина Миндлина, перехватил инициативу Хинштейн, - к искомой фразе. Профессиональная Москва, а здесь другая история, здание «Фабрики-кухни» было предметом внимания огромного числа жителей, которые не являются профессионалами. И это понятно, потому что в столице гораздо больше памятников, чем в регионе. Я уверяю вас, что большинство узнало о «Фабрике-кухне» до того, как в ее проблемы погрузились профессионально. А про гараж Мельникова в Москве знают только специалисты, ведь он не был вовлечен в хозяйственный оборот.

— И здесь знали только специалисты, Александр Евсеевич, - вступилась за коллег-чиновников Ольга Рыбакова, - это мы знаем, Михаил Борисович, да? - для Ольги Васильевны по каким-то причинам было очень важно одобрение директора ГЦСИ.

— Я совершенно согласен с Григорием Петровичем, - Михаил Миндлин будто не слышал Ольгу Васильевну, не она его начальник, не она.

— Со мной согласны? - Ольга Васильевна не сдавалась.

— С вами, безусловно, тоже, - заулыбался директор, - но я вот хотел бы поддержать Григория Петровича, не надо педалировать идею, что «Фабрика-кухня» - филиал ГЦСИ.

- Да, - Ольга Васильевна больше не требовала к себе внимания, она просто транслировала мысли вслух.

- Это региональный центр современного искусства международного значения! Никак не меньше, - Михаил Миндлин не реагировал на министра, - у нас чрезвычайно амбициозные задачи. Мы рассчитываем, что это будет знаковое учреждение культуры не только в России, но и в мире. В следующем году мы заканчиваем приспособление «Арсенала» в нижегородском Кремле, и это тоже филиал ГЦСИ. Сегодня, когда я приезжаю в Лондон, Париж, Нью-Йорк, Амстердам, в любом городе в профессиональной среде его знают как Нижегородский центр современного искусства, как самостоятельную структурную единицу, самодостаточную и полноценную. Необходимо, чтобы самарский центр звучал именно так же…

— Отдельно, - снова одобрительно кивнула Ольга Васильевна.

— Абсолютно полноценное, не в качестве филиала. При этом мы настаиваем на том, что у каждого из филиалов есть своя профессиональная специфика. Сейчас мы должны говорить именно об этом.

Михаил Миндлин говорил очень долго, его устала комментировать даже Ольга Васильевна. Но, несмотря на все доводы и поддержку коллег, Александр Хинштейн все равно не согласился с Михаилом Миндлиным.

- Спор не о том. Коллеги, вы смотрите на объект в первую очередь с точки зрения его историко-архитектурной художественной ценности. Я провел бы следующую аналогию: у нас есть невеста, которая сама по себе самодостаточна. Она олимпийская чемпионка, например, Ляйсан Утяшева (в последние время гимнастки популярны в среде политиков - Авт). Она выходит замуж и становится уже не Ляйсан Утяшевой, а кем-то другим. И та среда, в которую она приходит в качестве замужней женщины, начинает воспринимать ее по-другому, но у нее уже есть свой бэкграунд, своя история. Поэтому здесь все-таки интересным для широкой аудитории, даже вне региона, могло бы быть то, что связано с объектами, построенными в форме различных артефактов. Потому что это не типизировано, у нас не существует никакой каталогизации.

- Вы меня неправильно поняли, - попытался объяснить Михаил Миндлин, - я сказал, что этим не надо ограничиваться.

— Михаил Борисович, если мы возьмем какие-то большие просторы, мы на них не выйдем, всегда важно, чтобы был понятный коридор. У меня предложение поставить точку, а то мы затянули.

- Можно я, - снова вызвался Григорий Ивлиев, - прежде чем ты поставишь точку, позволь один восклицательный знак. Я сейчас очки надевал, пытался прочитать, что же такое «Фабрика-кухня», а там написано мелким шрифтом. А должно быть наоборот: сверху «Самарский центр современного искусства», например, дальше «Фабрика-кухня». Заходить отсюда надо, иначе «Фабрика-кухня» так и останется обычным зданием.

Александр Хинштейн согласился и добавил:

- Обязательно выделим историю борьбы в отдельный раздел.

— В борьбе не забыть нас, чиновников, - Ольга Васильевна снова оживилась.

— Ну, разумеется, - Александр Евсеевич не мог отказать женщине.

А по залу стали шептаться, что Ольга Васильевна все эти годы как раз и была главным тормозом передачи здания в собственность региона.

После обсуждения сайта перешли к тому, что должно появиться в здании «Фабрики-кухни».

Первым взял слово историк, журналист, представитель «DO.CO.MO.MO» (DO.CO.MO.MO International – международная неправительственная организация: «Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения» - Ред.) Михаил Альков.

Он стал говорить о том, как важно восстановить здание в первоначальном виде, чем вызвал гневную реакцию Ольги Рыбаковой.

- Можно поконкретнее, пожалуйста, у нас такой жесткий график, давайте поконкретнее.

Но Михаил Альков упорно продолжал убеждать всех, как важно сохранить «Фабрику-кухню» в первозданном виде. Но Ольга Васильевна это слушать не желала.

- Господа, реконструкция предполагается по историческим моментам, сделать там что-то другое - это уголовно наказуемая вещь, - предостерегла министр.

— Не надо путать реконструкцию и реставрацию, - у господина Алькова были видимо свои счеты с Ольгой Рыбаковой.

- Это то же самое! Это очень серьезная работа властей, подрядчика и всего остального, на эту тему даже говорить нет никакого смысла, время тратить. За это мы здесь все отвечаем своими должностями.

— Давайте я закончу, - Михаил Альков демонстрировал пока непонятную дерзость.

— Ну да, а что призывать?! Здесь люди серьезные сидят! - Ольга Васильевна казалась взвинченной.

— Я не призываю, я обозначаю,- журналист и историк взял стакан и налил себе воды из стоявшей перед ним бутылочки. Уставшую и желающую уже поскорее все закончить Ольгу Рыбакову спокойствие оппонента явно раздражало. Но она взяла себя в руки и, подперев ладонью голову, отгородилась от упрямого Михаила Алькова.

Попивая воду, он стал говорить об отсутствии потребителя, которому, может, и не нужен будет данный центр, и предложил сделать упор на архитектурную составляющую.

- Серьезные люди сидят, - Ольга Рыбакова кипела.

Михаил Альков попросил прощения за испытываемое волнение.

— Да понятно все, надо готовиться, - не удержалась от упрека Ольга Васильевна, - здесь четко стоит вопрос о культурных мероприятиях, вы должны четко отвечать на вопрос.

Господин Альков предложил снять документальный, а может, быть даже художественный фильм о «Фабрике-кухне» и приурочить его к фестивалю документальных фильмов об архитектурных памятниках. Таким образом привлечь международную аудиторию. Также он сказал о мастер-классах, которые необходимо проводить в создаваемом центре, и мне показалось, что он перешел именно к конкретике. Однако Ольга Васильевна думала по-другому.

- Можно поконкретнее, нас здесь никого не надо убеждать! Но двадцать минут говорить о том, что фабрика-кухня необыкновенна, мы все это знаем!

И Михаил Альков не выдержал.

- Мы вам пять лет говорили!

- В смысле? – спросила Ольга Васильевна.

- О том, что она уникальна, а вы нас не слышали!

— А мы ее как раз и сохранили, - объяснялась Ольга Рыбакова.

- Я к вопросу о времени, - парировал журналист и историк.

Понимая, что обстановка начинает накаляться, Александр Хинштейн выступил миротворцем и успокоил стороны.

В общем, предложений звучало очень много, в итоге выяснилось что «Фабрика-кухня» - здание огромное, почти 9000 кв. м, и там поместятся все направления современного искусства. «Это полифункциональная структура, предназначенная для возможности репрезентации самых различных проектов в области современного искусства», - наукообразно объяснил Михаил Миндлин.

Как пояснили эксперты, искусство современное к тому же еще и мобильно и может легко свернуться, чтобы на какое-то время дать другому направлению проявить себя, поэтому опять же места хватит всем: видео, арт-хаусное кино, выставки, показы и так далее и тому подобное. А во дворике, по мысли Александра Евсеевича, может появиться еще и памятник современному искусству.

Отдельно стоит сказать о необычных идеях, которые предложила начальник регионального отдела Приволжского филиала ГЦСИ Нелли Коржова. Она говорила о солнечных батареях на крыше здания, о том, что там надо разводить пчел, как в Токио, как на крыше парижской Гранд Опера, как, в конце концов, делает Мишель Обама на лужайке Белого дома. Ее идеи были в духе высказываниям маршала Маклюэна: сама среда является посланием. Она говорила, что пчелы помогут учиться танцевать, так как современный танец - это эластичный мир природы. Но романтический полет в будущее Нелли Коржовой прервала Ольга Васильевна.

- Из судов не выйдете, ребятишку (это не опечатка – Ред.) укусят, и засудят вас родители.

Рабочая группа могла бы заседать еще долго, как заметил Александр Евсеевич, интеллигенция любит поговорить.

По итогам заседания все предложения были записаны. Специалисты из минстроя обещали, что до лета проведут экспертизу здания и, если его состояние позволит, то уже летом там могут пройти какие-то выставки. В следующий раз рабочая группа соберется уже в Москве 15 декабря этого года.

Руслан Шарипов

Добавить комментарий



Обновить

Комментарии  

 
0 #1 Полина Горецкая 19.12.2013 16:48
"А во дворике, по мысли Александра Евсеевича, может появиться еще и памятник современному искусству." Буратино :lol: ?
Цитировать
 

Отстой, или «Самарские подснежники»

  Журналист Андрей Федоров, который директор «Коммерсанта в Поволжье», поднял на своей странице в Фейсбуке тему брошенных машин

<< < Декабрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Будь на связи

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Опрос

Если мэр города не справляется со своими обязанностями, его следует:

Отстранить от должности - 43.2%
Переизбрать - 38.8%
Назначить нового - 18%

Результаты: 322
Голосование на этот опрос закончилось в: 22 Фев 2014 - 11:08

Нас прочитали -

03371537
За сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
1400
12023
26053
77144
13423
2103383
3371537

Ваш IP: 207.241.237.209
Время: 2014-04-02 03:36:01

Популярное

08:Авг - 07.08.12
173813
Из следственного комитета уволен замруководителя СКР  по Тольятти Виктор Паникар. В  сети появилось видео, на котором Паникар в состоянии опьянения не...
22:Нояб - 16.11.11
149830
2011-11-16-19-30-54 В Самаре начал работу двухдневный организационный семинар в рамках германо-российского Социального форума «Петербургский...
15:Сен - 18.09.12
637922
  Министерство здравоохранения области намерено провести административное расследование в Самарском областном клиническом...

Новые комментарии

АНО "Издательство Парк Гагарина" | Свид. Роскомнадзора Эл № ФС77-47348 от 17.11.2011 | [email protected] | т.(846) 242 45 42